Легендарная эпопея со строительством Подольско-Воскресенского моста, который должен соединить правобережный Подол с левобережными массивами, продолжает каждый месяц "радовать" киевлян новыми эпизодами. В середине августа субподрядчик, несмотря на истерические заявления Виталия Кличко о "краже" части моста, забрал оттуда 12 своих вант, объяснив это тем, что компания-генподрячик "Эко-Буд-Трейд" почти год не могла с ним рассчитаться. Там же в ответ заявили, что деньги должны как раз им – около 70 млн гривен. А уже 10 сентября Киевсовет внес изменения в бюджет города, выделив авансовым платежом на достройку моста еще 400 млн гривен, урезав расходы на ремонт дорог в столице. Эта история выглядит очень странно, ведь всего несколько лет назад городу пришлось судиться с предыдущим генподрядчиком - компанией "Мостобуд", которая тоже наполучала авансов, но не смогла их отработать. Идет ли история по кругу и успеет ли киевская власть запустить автомобильное движение по мосту до конца года, как обещает мэр – разбирался "Апостроф".
Второй раз на те же грабли?
В середине 2000-х компания "Мостобуд", которой владеет бывший "регионал" Владимир Продивус, была одним из флагманов строительства в Украине. Компания выигрывала массу тендеров на строительство государственных объектов: мост через Днепр в Запорожье, участие в реконструкции НСК "Олимпийский" к Евро-2012, Подольско-Воскресенский мост и другие.
Проблемы начались в 2008 году, когда по Украине ударил глобальный финансовый кризис. Еще хуже стало в 2010-х - "Мостобуд" начала терять старые госзаказы, включая тот самый мост в Запорожье, и перестала выигрывать новые.
Однако от планов достроить Подольско-Воскресенский мост официально не отказывались. "Мостобуд" продолжал получать авансы на выполнение работ, но стройка практически "замерзла". Таким образом, к концу 2016 года у компании образовался перед Киевом огромный долг. Примерно в этот период у Кличко приняли решение активизировать работы по возведению моста, чтобы закончить его к 2020 году. Похоже, что Подольско-Воскресенский мост должен был стать своеобразным козырем действующего градоначальника на выборах мэра. В 2017-м году КГГА устроила внеплановый финансовый аудит выполнения контрактов "Мостобудом" и обнаружила, что компания не отработала авансов почти на 181 млн гривен. Начался суд, распорядителем имущества компании назначили арбитражного управляющего из Киева Сергея Кицула.
К новому генподрядчику тоже есть вопросы
Новым генподрядчиком строительства моста стала малоизвестная на тот момент компания "Эко-Буд-Трейд". Цена составила чуть больше 6 млрд грн.
После этого, как следует из данных системы ProZorro, компания выиграла еще пять тендеров, включая строительство участка Большой Окружной дороги, к которому у правоохранителей тоже возникли вопросы из-за подозрений в завышенной стоимости – в ходе строительства цена работ на участке в 1,8 км выросла с 325,914 млн гривен до 1,2 млрд гривен.
Судя по реестрам Минюста, официальными владельцами компании являются Максим Половко и Евгений Расторгуев. В СМИ писали о том, что через цепочку компаний они могут быть связаны с заместителем Кличко Вячеславом Непопом, а уже за ним якобы стоят скандальный застройщик, один из организаторов скандальной "Элита-Центр" Денис Комарницкий – бывший сопредседатель фракции Леонида Черновецкого в Киевсовете, которого теперь называют неформальным "смотрящим" за столичным рынком недвижимости.
В мае 2020 года пранкер "Джокер" опубликовал аудиозапись телефонного разговора, в которой люди с голосами похожими на Комарницкого и Непопа, ведут разговор на повышенных тонах. Первый активно угрожает второму, обещая наказать заместителя Кличко в случае неподчинения.
Мост построят, но что дальше?
"Авансовые платежи - вполне распространенная история. Это одна из лазеек по тендерам, чтобы завести своих людей. Хотя понятное дело, что когда речь идет о крупных объектах, строительство которых обходится в миллиарды, то далеко не каждая компания способна сама закупить материалы, поэтому начинают использовать эти авансовые платежи", — рассказал в комментарии "Апострофу" эксперт по незаконному строительству, юрист Георгий Могильный.
При этом несколько опрошенных нами экспертов в один голос говорят, что главная проблема с Подольско-Воскресенским мостом состоит в том, что до сих пор непонятно, куда он будет вести. Если подъезд с правого берега собираются пустить по улицам Верхний и Нижний Вал, то со съездом на Левом берегу все гораздо сложнее. В идеале мост должен был разгрузить поток автомобилей с Троещины и Воскресенского массива. Построить развязку решили на территории Русановских садов — престижного дачного массива на берегу Днепра.
"Изначально все было достаточно красиво. Нам обещали, что строительство моста никак не затронет дачные участки. Понятно, что многим это нравилось, поскольку ездить на дачу с мостом было бы гораздо проще. Уже потом выяснилось, что в КГГА планируют делать съезды на Центральную Садовую улицу. То есть машины будут ездить днем и ночью. А еще хотят расширить дорогу, что приведет к сносу части домов", — рассказал в комментарии нашему изданию один из местных домовладельцев, протестующих против строительства.
При этом процесс отчуждения участков может тянуться годами.
"Как они должны построить мост, если он будет проходить по дачным участкам, которые никто не выкупал? А проблема в том, что пока нет градостроительной документации, то нет и законных оснований для выкупа участков. Жильцы могут отказаться продавать, но существует очень узкий перечень объектов, к которым можно применить процедуру отчуждения. И там довольно сложная процедура. Как я уже сказал, должна быть градостроительная документация, потом должны быть приведены основания того, что построить объект с использованием коммунальной земли никак нельзя. Дальше КГГА предлагает добровольно продать участки. Кто-то согласится, кто-то - нет. Дальше последует обращение в суд, который уже примет решение по выкупу этой собственности за определенную цену. Все это может тянуться годами", — объяснил "Апострофу" эксперт Могильный.
Кличко же говорит, что отказываться от строительства из-за протестов местных дачников никто не планирует. По его словам, жители Русановских садов и заказчик строительства подписали меморандум о сотрудничестве.
"Согласно которому жители обязуются не препятствовать строительству моста. Заказчик обязуется поддерживать в надлежащем техническом состоянии улицы Центральная Садовая, Железнодорожная и Дамбовая", — сказал мэр после протестов активистов в июне.
"Любое новое строительство вызывает проблемы. Единственные варианты, когда строили Дарницу или Осокорки на песках, то там было маленькое село. Во всех остальных местах могут возникнуть трудности для жителей. Здесь нужно искать компромисс. Не может огромный город быть заложником у собственников 50 дачных домов. Есть законные основания для изъятия участков в случае нужд города. Там можно изъять без вариантов, а размер компенсации будет определять суд. У нас есть неприятный пример, когда был реализован Жулянский путепровод. Тогда нужно было отселить всего 10 частных участков, чтобы была прямая дорога и не делать объездов. Но владельцы заартачились, загнули огромные цены и власть обошла их. И теперь мы получили огромные пробки. Вот пример того, когда киевская власть не смогла договориться с владельцами", — сказал в комментарии "Апострофу" директор Института города Александр Сергиенко.
Несмотря на все трудности, официально от планов запустить автомобильное движение по мосту к концу этого года никто не отказывается.
"Я считаю, что просто так такие слова на ветер не бросаются. График работ расписан и если мэр такое заявил, то это соответствует действительности", — сказал Сергиенко.
Правда, даже если Подольско-Воскресенский мост чудом достроят (что маловероятно), то после этого власти должны делать еще один мост - на Троещину. На сколько лет затянется его строительство - сказать сложно, поскольку его еще даже не начинали делать. Поэтому, по мнению экспертов, сам по себе достроенный мост будет чемоданом без ручки, поскольку автомобилисты будут спускаться с него в частный сектор с узенькими улицами. Иными словами, попытка Кличко попиариться на открытии масштабного инфраструктурного объекта перед выборами рискует завершиться неудачей - мост, в который снова вбрасываются сотни миллионов бюджетных средств, будет вести в никуда...