Уже несколько дней Киев атакуют мощные снегопады. В "белом плену" оказались автомобили, остановки общественного транспорта, подступы к метро и дворы киевлян. Коммунальщики рапортуют, мол, делают все возможное, чтобы Киев не утонул в снегу. Но прогнозы синоптиков не утешают: до конца недели на город обрушатся еще более сильные осадки. Как столица противостоит непогоде, и, самое главное, не превратится ли Киев в филиал Венеции, когда температура воздуха поднимется и снег начнет таять, разбирался "Апостроф".
Снега будет больше
Согласно данным Укргидрометцентра, снегопады в столице будут идти до конца недели. Только в воскресенье, 14 февраля, погода даст киевлянам передышку и осадки прекратятся.
"Сейчас снежный покров составляет 30-35 сантиметров. В ближайшие дни ожидается еще около 20 сантиметров снега и по прогнозам, до конца недели, наметет 103 сантиметра. Это по самым худшим прогнозам", - пояснил «Апострофу» источник в КК "Киевавтодор".
Ежедневно столичные коммунальщики рапортуют об активной борьбе со стихией. Во вторник, 9 февраля, "Киеватодор" даже установил рекорд: к уборке снега было привлечено 459 единиц техники.
Кроме того, в Киеве работает и два современных канадских снегоплавильных комплекса Trecan, которые способны переработать в воду около 60 тонн снега за час. Правда, такие модные помощники обслуживают только центральные улицы Киева в Шевченковском и Печерском районах, так как в центре просто нет полигонов, куда можно было бы свозить тонны снега с дорог. Согласно распоряжению КГГА №1432, "канадцы" дислоцируются только в двух точках столицы: на пересечении улиц Лаврская и Старонаводницкая, а также Парковой дороги и Петровской аллеи.
На остальных улицах Киева снег убирают по старинке.
"За ночь с 9 на 10 февраля вывезли около 3 тысяч тонн снега", - добавили в "Киевавтодоре".
Куда его вывозят? Для этих целей в столице определено 24 полигона. В основном, это пустыри на окраинах города. Вот они:
Но несмотря на это, в соцсетях можно встретить массу недовольства в адрес "Киевавтодора".
"Ни одной! НИ ОДНОЙ единицы техники сегодня замечено не было. С 8 до 10 часов утра. Святошинский, Подольский, Оболонский районы. На дорогах сплошная каша, тротуары не убраны", - жалуется пользователь Игорь Ксендзюк.
"По всему микрорайону Красный хутор, позавчерашний снег лежит. ДЭУ находится в километре от микрорайона, вчера люди даже до метро не могли нормально пройти, ни единой техники за весь день. Только около 9 вечера хоть какая-то техника начала ехать", - добавляет пользователь Алексей Токаренко
"Где эта техника ездит? В мечтах и грезах? Академгородок, Палладина, все не очищенно, автобус не может тронуться с остановки", - пишет Анна Жаркова.
Вообще то в столице, согласно документации КГГА, на балансе находится 487 единиц снегоочистительной техники: тягачи, тракторы, погрузчики, машины для обработки химикатами. Плюс еще 57 единиц автомобилей и автобусов дорожной службы.
С одной стороны, не так и мало. Но дело в том, что в соответствие с тем же распоряжением №1432, в Киеве существует очередность уборки улиц от снега.
В первую очередь, коммунальщики должны очищать центр города и главные транспортные магистрали столицы, например, проспект Победы или Столичное шоссе. Всего 113 локаций. Еще на 372 улицах предусмотрена первоочередная обработка технологичными материалами (соль, песок, мелкий щебень). Именно поэтому, снегоочистители не могут работать в каждом киевском дворе.
Впрочем, за придомовые территории должны отвечать их балансодержатели: ЖЭКи, ОСМД. Но, очевидно, делают они это не особо эффективно. Так, инспекторы Департамента городского благоустройства только за три дня снегопадов составили почти 400 протоколов по некачественной уборке снега.
Авось пронесет
Конечно, календарная зима близится к финалу и уже в начале марта, по прогнозам синоптиков, в Киеве ожидается повышение температуры воздуха. А это значит, что все эти тонны снега, которые сейчас обрушились на столицу, начнут таять. И что тогда? Не утонет ли Киев в миллионах литров воды? Ведь все киевляне отчетливо помнят летние ливни прошлого года, после которых в центре города плавали автомобили, люди и магазины.
Чтобы во время оттепели Киев не поплыл, должна четко сработать система ливневой канализации. Мы видим лишь малую ее часть – дождеприемники (решетки, установленные вдоль дорог). Через эти решетки дождевая вода, минуя сложную систему труб, колодцев и коллекторов под землей, попадает в реки. Протяженность всей городской сети ливневой канализации около 2700 километров.
Но сработает ли эта система? Все будет зависеть от того, насколько она засорилась за зиму.
"С этим есть большие проблемы. Сливных люков у нас в городе почти 30 тысяч, но если в них попадает мусор, то сливной колодец просто забивается, и не отводит воду, - поясняет "Апострофу" директор аналитико-исследовательского центра "Институт города" Александр Сергиенко. – Но тут еще вопросы к киевлянам – каждый не выброшенный в урну пластиковый пакет, окурок, билет, попадает в сливную канализацию и забивает ее".
Согласно техническим правилам ремонта и содержания улиц и дорог населенных пунктов, утвержденных Кабмином, планово ливневки должны чиститься весной, после оттепели, и перед началом зимы. В принципе, "Киевавтодор" так и сделал: последняя плановая чистка ливневок была в октябре прошлого года.
"Но многое зависит от того, чем сейчас посыпают дороги, - добавляет эксперт по градостроительству Георгий Могильный, комментируя ситуацию "Апострофу". – Если посыпают солью, то она растворится, но если посыпают песком, то он будет сливаться в систему ливневой канализации и забивать ее".
Накануне зимы столица заготовила 123 тонны технологических материалов для обработки дорог: 61 тонну соли, 2 тонны мелкого щебня и 60 тонн песка. А значит, эти тонны песка во время таяния снега вместе с водой будут уходить в ливневую канализацию и засорять ее, что грозит потопами на улицах города.
Ситуацию спасло бы расширение сети ливневой канализации, ведь большинство инженерных сетей столицы, в том числе и ливневая канализация, были построены в середине 20 века. Но расширять сеть никто не спешит.
"У нас должно было быть построено несколько десятков очистных сооружений, ведь вся вода с ливневок уходит в реки и озера, а что-то прямо в Днепр, - добавляет Могильный. – Но построены были единицы этих очистных сооружений. При этом, часть из них – фиктивные. Участки, которые зарезервированы под очистные сооружения, в основном, это берега. А прибрежная зона – самая дорогая земля, которую, разумеется, все хотят застроить жильем. Поэтому, если участки передали под строительство жилья, то строить очистные сооружения рядом уже нельзя, потому что должна быть достаточно большая санитарно-защитная зона".
В итоге, киевлянам остается уповать только на то, чтобы "плюс" не нагрянул слишком резко и снег таял постепенно. Иначе после снежного коллапса всех нас ожидает коллапс водяной.