RU  UA  EN

среда, 22 января
  • НБУ:USD 41.90
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.90
Общество

​Уйти чтобы остаться: как сохранить место ребенка в украинской школе

Законодатели обещают подумать над изменениями ради детей

Законодатели обещают подумать над изменениями ради детей Фото: pexels.com

С начала широкомасштабного вторжения рф Украину покинули около 670 тысяч учеников. Большинство из них устроились в местных школах по всей Европе: от Варшавы до Лиссабона. А между тем, уже менее чем через месяц в стране стартует новый учебный год 2022-2023, который в условиях войны будет крайне непростым. Основной же вопрос, который беспокоит сотни тысяч родителей выехавших учеников: что делать с обучением в украинской школе? Пытаться хотя бы формально сохранить место за своим ребенком, или уйти из украинской школы до завершения войны? Какие альтернативы предлагает закон и правительство, и как стране мотивировать вернуться после войны в наши школы будущее украинской нации - разбирался "Апостроф".

Две альтернативы

Действующим законодательством предусмотрено два сценария, как сохранить свое место в школе без физического присутствия в ней.

Первый – онлайн-обучение. Но для переселенцев вообще не вариант, так как тянуть две программы - в украинской и местной школе - способны лишь единицы. Да и время уроков будет пересекаться.

"Это тяжело, и это лишняя нагрузка на ребенка", - поясняет "Апострофу" эксперт направления "Образование" Украинского института Будущего Николай Скиба.

Второй – перейти на экстернат или семейную форму получения образования. В первом случае образовательная программа усваивается школьником самостоятельно, во втором детей учат их родители. Понятное дело, что экстернат или семейное образование будет для выехавших детей чисто юридической формальностью, ведь фактически они будут учиться в школе в месте нахождения. Но это вариант, чтобы не потерять свое место в школе украинской. Но! Закон как решает проблему, так и создает новую.

С одной стороны, в законе "О полном общем среднем образовании" сказано, что "результаты обучения ученика, полученные им путем формального образования у других субъектов образовательной деятельности, не требуют отдельного признания учреждением образования". То есть закончив, например, пятый класс в Берлине, в теории без проблем можно перевестись в шестой класс в Киеве.

Но мы же помним, что де-юре для Украины никакой школы в Берлине нет. По документам школьник учится в своей родной киевской школе просто на экстернате или семейной форме. А раз так, то в случае экстерната нужно будет сдавать годовое оценивание по всем предметам и аттестацию, а в случае семейной формы добавляется еще и оценивание в конце каждого семестра.

Конечно, хотелось бы более комфортных условий для украинских учеников, вынужденно покинувших страну. Чтобы пятый класс в Берлине без всякий бюрократических проволочек и дополнительных экзаменов и оценок перетекал в шестой класс в Киеве. Но это возможно только если забрать документы, и на неопределенный срок лишиться места в родной школе. Иначе, по словам образовательного омбудсмена Сергея Горбачева, нарушается вся логика образовательного процесса.

"Если учебное заведение фиксирует выполнение образовательной программы для определенного ученика, а затем подтверждает это определенным документом (табелем, свидетельством о среднем образовании), то учебное заведение несет ответственность за выданный им документ. Поэтому учебное заведение должно убедиться (путем проведения зачетов, экзаменов) в том, что получатель образования свою образовательную программу усвоил. Желание родителей получить документ без того, чтобы ребенок учился, выглядит довольно странно. Это требование закона: если человек хочет получить документ об образовании – нужно выполнить образовательную программу. Я понимаю, что люди вынужденно покинули территорию своего проживания – и это создает проблемы. Но получать документ об образовании без выполнения образовательной программы – это не только не предусмотрено ни одним нормативным документом, но и выглядит совершенно нелогичным", - поясняет "Апострофу" Горбачев.

Так может в том то и дело, что нужно уже менять нормативные документы и подстроить их под реалии войны?

"У меня есть сомнения, что это нужно делать", - добавляет Горбачев.

А вот Николай Скиба другого мнения.

"Конечно, нужны изменения в законодательство, но перед этим нужно выработать согласованное решение тех, кто управляет образовательным процессом. Тут ведь речь о разнице стандартов. В сфере высшего образования мы имеем Болонский процесс, который разрешает сравнивать содержание образовательных программ и понимать как кредиты, полученные в одном университете, засчитываются в другом. Что-то подобное, наверное, нужно делать в сфере среднего образования, принимая во внимание новые вызовы, такие как перемещение между странами", - отмечает Скиба.

Но почему вообще для родителей так важно сохранить место в украинской школе для своего ребенка?

Во-первых, дело в том, что в отличие от правил приема в первый класс, когда должны быть зачислены все дети, проживающие на территории обслуживания школы, прием в среднюю и старшую школу осуществляется только на свободные места. А их может и не быть.

"До войны наша школа просто трещала по швам. Одних только первых классов в том году набрали 17 штук, - рассказывает "Апострофу" жительница села Софиевская Борщаговка (пригород Киева) Юлия, которая сейчас с дочерью живет во Франции. – Да, есть такие, кто как и мы, выехали. Но соседи, кто остался, рассказывают, что в селе появилось очень много переселенцев с восточных регионов. Все они, в основном, с детьми, которые 1 сентября пойдут в нашу школу. На здоровье, только если мы сейчас лишимся места, то, когда вернемся, не факт, что сможем снова учиться в нашей школе".

Во-вторых, сохранить места для школьников в интересах будущего самого государства. Ведь пока сохраняется хотя бы формальная связь между украинскими учениками и их родными школами, то больше шансов, что после войны дети вернутся в страну и дадут ей перспективу.

Депутаты уверяют, что понимают эти риски.

"Конечно, мы заинтересованы, чтобы каждый ребенок остался в образовательной системе Украины, - комментирует "Апострофу" секретарь парламентского комитета по вопросам образования, науки и инноваций Наталья Пипа. – По факту мы понимаем, что если ребенок забирает документы из украинской школы, то большая вероятность, что он уже останется за границей. Но мы заинтересованы, чтобы дети возвращались".

Но в существующем законодательном поле приходится выбирать: либо забирать документы из украинской школы, без каких либо гарантий быть зачисленными вновь, либо тянуть одновременно экстернат и обучение в школе на Западе.

Впрочем, возможен еще один вариант…

Не забирать документы

Согласно приказу Минобразования №367 от 2018 года о порядке зачисления и отчисления учеников в государственные и коммунальные учреждения общего среднего образования, просто так за вынужденные прогулы ученика отчислить со школы нельзя. Тем более, вопреки желанию родителей такого ученика (нужно писать заявление о переводе).

"Никто заставить забрать документы не может, - поясняет "Апострофу" юрист Роман Бондаренко. – Родители не должны писать никаких заявлений на отчисление. Если у администрации свое видение, они, конечно, могут исключить детей со школы, если они такие смелые. Но я потом посмотрю, как они объяснят, что во время войны они выгнали ребенка со школы. Требовать они могут много чего, но закон не предусматривает исключение детей со школы".

Да, предусмотрено отчисление учеников, выбывших на постоянное место жительства в другую страну. Но большинство из украинцев находится за границей в статусе беженцев, а значит, речь не идет о безвозвратной смене места жительства.

Тем не менее, в соцсетях родители жалуются, что администрации школ в Украине грозят своим выехавшим ученикам отчислением.

"Мой ребенок с начала войны находится за границей, посещает местную школу. До конца войны в Украину точно не вернемся, так как небезопасно. Сегодня пришло сообщение от учителя что родителям нужно выбрать форму обучения в школе. На мой вопрос как быть детям, которые получают образование за границей, мне ответили, что или семейная форма обучения или забирайте документы. Насколько это законно?", - жалуется Маргарита Аюдина.

По словам образовательного омбудсмена это незаконно.

"Отчислить ребенка из учебного заведения без заявления родителей – невозможно. Действующее образовательное законодательство Украины предусматривает единственное основание отчислить ребенка, который не завершил получение полного общего среднего образования, из учебного заведения: это заявление родителей. Если же родители не написали заявления об отчислении ребенка, то школа не может этого сделать ни при каких условиях. Это предусмотрено приказом МОН №367 от 16 апреля 2018 года. Единственно возможный вариант, когда могут отчислиться без заявления родителей - если учащийся 9 класса не выполнил образовательную программу (пункт 2 раздела IV данного приказа)", - добавляет Горбачев.

В то же время, подчеркнул специалист, согласно пункту 13 постановления Кабмина от 13 сентября 2017 года № 684 "Об утверждении Порядка ведения учета детей дошкольного, школьного возраста и учащихся", если в течение 10 дней ребенок не посещает учебное заведение без уважительных причин, и не сообщает об этом в учебное заведение, то оно (заведение) обязано обратиться в службу по делам детей, Нацполицию, с целью определения местонахождения ребенка и обеспечения его права на получение образования.

По итогу, в существующем законодательном поле, чтобы сохранить место ребенка в украинской школе, родителям придется "повоевать" с администрацией школы, Нацполицией и социальными службами. Таким образом, ситуация в образовании складывается так, что государство как будто бы нарочно подталкивает детей больше не возвращаться.

Будем бороться за детей

Так может власти стоило бы поменять этот подход, пока еще не стало слишком поздно?

Нардепы уверяют, что готовы к поиску новых форматов обучения в условиях военного времени.

"Мы должны наладить такую систему, чтобы наши дети были в безопасности, но, чтобы в Украине им было куда возвращаться. Сдавать экзамены в экстернате и учиться в украинской школе после основной, на самом деле не так и страшно. С другой стороны, вероятно это может быть сложно, значит нам нужно найти какую-то другую форму", - отмечает Наталья Пипа.

Поиском новых форм парламентарии обещают заняться на комитете, который должен пройти совсем скоро.

"17 августа Минобразования должно сдать нам отчет. Нет еще окончательного решения, но я с МОНом буду общаться, чтобы мы нашли ответ и сделали все, чтобы каждый ребенок остался в украинской образовательной системе и вернулся в Украину", - резюмировала Наталья Пипа.

Новини партнерів