RU  UA  EN

пятница, 3 января
  • НБУ:USD 41.85
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.85
Общество

Учеба под бомбами: кто ответит за безопасность детей в школах

Школы пытаются переложить ответственность на плечи родителей, но это незаконно

Школы пытаются переложить ответственность на плечи родителей, но это незаконно Безопасность детей в школе превыше всего Фото: list.in.ua

Три недели остается до начала нового учебного года 2022-2023, который в условиях непрекращающейся войны будет непростым. Главной дилеммой стал вопрос, а стоит ли физически открывать школы, организовывая очное обучение, или все же лучше перебдеть и отправить всех в онлайн. А если школы все же открыть, то кто будет отвечать за безопасность детей на уроках. Ведь уже сейчас некоторые учебные заведения пытаются снять с себя ответственность за жизнь и здоровье учеников. Чего ждать родителям, отправляя ребенка с 1 сентября в школу и как добиться от администрации учебных заведений выполнения норм закона - разбирался "Апостроф".

Два формата

В условиях военного времени МОН дало местным властям свободу выбора: в зависимости от ситуации с безопасностью в каждом отдельном населенном пункте, организовывать очное обучение, дистанционное, либо практиковать смешанный формат.

Например, в столице, по информации департамента образования и науки КГГА, около 70% родителей выбрали очный формат. Но инструменты демократии тем и хороши, что при учете воли большинства, не отрицают необходимости соблюдения прав и интересов меньшинства. Поэтому для тех учеников, кто все же боится физически находиться в школе, МОН обещает организовывать онлайн классы.

Но у каждого из вариантов есть существенные минусы. В случае с онлайн обучением - это опасения родителей относительно качества образования.

"Не знаю для кого как, но для нас дистанционка в период карантина - это просто был кошмар, - жалуется "Апострофу" мама столичного пятиклассника Оксана. – Из Zoom постоянно "вылетали" то ученики, то учителя, домашние задания не всегда доходили в мессенджерах, а их выполнение потом спрашивали. Ну а физкультура, трудовое обучение в онлайне - вообще особый вид извращения. Но самое главное, что в таком сумбуре объяснение каждой новой темы было очень усложнено. И получается, что в роли учителя приходилось быть мне после работы. Понимаю, что онлайн – необходимость, особенно там, где сейчас идут активные боевые действия, но будем честными: качество таких уроков оставляет желать лучшего".

Сохраняются и технические трудности: далеко не в каждом украинском селе есть качественный интернет, и далеко не у каждого ребенка в распоряжении есть гаджет, позволяющий ему присутствовать на онлайн-уроках.

"У меня трое детей. Купить каждому хотя бы по смартфону, не говоря уже о ноутбуке, я не могу. Поэтому онлайн обучение - не вариант. Не вариант и офлайн: не представляю как зимой вся школа на 2 тысячи детей дружно одевается и за 10 минут проходит к убежищу. Поэтому приходится оставаться в Берлине, где мои дети могут посещать обычную школу", - поясняет "Апострофу" жительница Чернигова Вероника, которая сейчас живет в Германии.

В случае с очным обучением риск один, но он очень существенный – безопасность детей. На сайте президента даже появилась петиция с требованием запретить очное обучение во всех учебных заведениях Украины до окончания военного положения. Петиция набрала более 26 тысяч подписей, и президент ответил, что поручит Кабмину "проработать изложенные в электронной петиции предложения".

Тем не менее, очевидно, что многие украинские школы с 1 сентября все же начнут очное обучение. И тут появляется целый комплекс проблем, начиная от состояния бомбоубежищ в школах (если они вообще там есть), заканчивая системой оповещения об опасности и путями эвакуации.

"У нас обычный школьный подвал - это не бомбоубежище. В подвале нет двух выходов, нет туалета, нормальной вентиляции, там собирается конденсат и большая влажность. А в конце здания школы находятся коммуникации, которые три года уже не могут отремонтировать. Наша завхоз писала сколько раз, что нужен немедленный капитальный ремонт, но никто его не делал, только латали. Если от ударной волны здание качнется, то наш подвал просто затопит водой. Плюс наша школа построена в 1963 году, и у нас через всю школу идет огромная трещина", - рассказала "Апострофу" педагог одной из столичных школ Соломенского района.

И хотя замглавы Офиса президента Кирилл Тимошенко уверяет, что ни одно учебное заведение не откроется, пока не обеспечит безопасность учеников, в самих школах понимают, что сделать это не в состоянии.

Странные заявления

Так, в сети уже гуляют фотографии заявления, которое в школах дают на подпись родителям. В заявлении речь о том, что родители должны согласиться с тем, что школа не может гарантировать безопасных условий обучения.

А это вообще законно?

"Конечно, это неправомерно, - уверяет "Апостроф" юрист Роман Бондаренко. – Законы у нас не изменились. За жизнь и здоровье детей, когда они находятся в учреждении образования, отвечает школа: администрация и учителя. И переложить эту обязанность невозможно".

"Просить родителей, чтобы они фактически отказались от того, что школа является безопасным местом – на мой взгляд, не очень этично", - добавляет образовательный омбудсмен Сергей Горбачев, комментируя ситуацию "Апострофу".

Действительно, согласно закону "О полном общем среднем образовании", руководитель школы обязан создавать в учреждении общего среднего образования безопасную образовательную среду. А если не создал? В таком случае есть 137 статья УК Украины "Ненадлежащее выполнение обязательств по охране жизни и здоровья детей", которая предусматривает ответственность от штрафа до 5 лет тюрьмы. Но!

Ненадлежащее выполнение обязательств по охране жизни и здоровья детей нужно будет еще доказать.

"Школа отвечает за то, что входит в ее компетенцию и находится в рамках ее возможностей и полномочий. Школа должна сделать все от нее зависящее, чтобы создать безопасные условия: обустроить укрытие, организовать входы и выходы, провести тренировки и обучение детей, учителей и так далее. Но если в учебном заведении произошел любой несчастный случай или другой инцидент, то, согласно действующему законодательству, должно быть проведено расследование", - добавляет Сергей Горбачев.

И само расследование определяет: сделала ли школа все от нее зависящее, чтобы создать безопасные условия для всех участников образовательного процесса, прежде всего - для детей.

"Если школа сделала все возможное, но произошло что-то такое, на что повлиять невозможно (обстоятельства непреодолимой силы), то об ответственности школы речь не идет. Но, например, если была объявлена тревога, а школа должным образом детей не эвакуировала, не разместила в оборудованных укрытиях и из-за этого произошли определенные трагические события: травмирование учеников, то это действительно ответственность учебного заведения", - подчеркнул образовательный омбудсмен.

Что же делать в случае, если администрация школы убедительно настаивает подписать отказ от претензий?

"Ничего не подписывать. Пусть покажут нормативный акт, который требует подписать такое заявление. Нет обязанности у родителей писать такие заявления", - говорит Бондаренко.

Если родители все же сдадутся под давлением и подпишут формальное согласие с тем, что в школе может быть не безопасно, то что это меняет?

"Ничего! Какое бы заявление ни написали родители, все равно ответственность несет администрация школы. Это просто попытка переложить ответственность для подстраховки. Заявление не имеет никакой правовой силы и юридических последствий", - резюмирует Роман Бондаренко.

Вот и выходит, что, выбирая очный формат обучения, несмотря на формальные обязательства учебного заведения, ответственность за жизнь и здоровье своих детей в конечном счете несут сами родители.

Новини партнерів