В понедельник, 7 сентября, канцлер Германии Ангела Меркель, вместе с членами своего правительства, заявила, что рассматривает возможность введения санкций на газопровод "Северный поток-2" из-за отравления российского оппозиционера Алексея Навального веществом из группы "Новичок" на территории РФ. Если Берлин и введет ограничения, то скорее всего, сделает это под прикрытием общеевропейского пакета санкций. Среди прочего, таким образом Германия сможет избежать обвинений в покупке российского газа. Однако, вряд такой шаг позволит соратникам Меркель отобрать голоса на предстоящих парламентских выборах у "зеленых", которые становятся сильнее и отличаются более жестким отношением к Кремлю. Как бы там ни было, ситуация в Германии в связи с отравлением Навального - сложная, ведь раскол произошел и в партиях власти, и в самом немецком обществе. Об этом специально для "Апострофа" рассказал немецкий политолог, профессор, сотрудник Международного центра конверсии в Бонне (BICC) АНДРЕАС ХАЙНЕМАНН-ГРЮДЕР.
В немецком парламенте и в Бундестаге состоятся дебаты по "Северному потоку-2". Могу констатировать, что политические партии раскололись по этому вопросу. Раскол прошел по правящим "Христианско-демократическому союзу" и "Социально-демократической партии" - они разделены изнутри. Большая часть их выступают за сохранение "Северного потока-2". В ХДС есть те, кто думает об экономическом глобализме крупных компаний - и они не хотят останавливать строительство, а СДП разделена пополам. Там думают о политической эре после Меркель, и они становятся более жесткими по отношению к России. Имеются также политики, которые упорно поддерживают введение санкций против России из-за отравления Навального.
В то же время, я не думаю, что Меркель готова попрощаться с "Северным потоком-2", так как еще неделю назад заявляла, что лично не собирается связывать отравление Навального и "Северный поток-2". Меркель всегда предпочитала панъевропейские ответы на действия России. Поэтому если она и откажется от российского трубопровода, то подаст это как часть общей реакции от ЕС.
В понедельник, 7 сентября, главы правительств и МИД стран ЕС провели встречу, но пресс-конференция после нее ничего не прояснила. Поэтому я не ожидаю, что от "Северного потока-2" откажутся. Хотя такое решение было бы единственно возможным серьезным ответом, который поймет Владимир Путин.
Может быть введен, например, не полный отказ от трубопровода, а мораторий на его строительство из-за, скажем, туризма в регионе. Потому что, во-первых, некоторые немецкие компании, которые участвуют в строительстве "Северного потока-2", боятся, что США наложат на них санкции. А во-вторых, рынок газа сейчас переполнен и нет смысла в строительстве еще одного трубопровода, если "Северный поток-1" не используется на полную мощность.
С другой стороны, если правительство введет санкции против "Северного потока-2", то на выборах Меркель может потерять поддержку от крупных компаний, которые активно участвуют в проекте, таких как BASF (немецкий химический концерн - "Апостроф") и Wintershall (крупнейшая немецкая газовая и нефтяная компания - "Апостроф"). Но, если трубопровод построят, немецкому правительству придется объяснять публично, почему они решили покупать российский, а не американский газ. Ведь США предоставляют достаточно газа для европейского и в частности - немецкого газового рынка.
Меркель окажется под большим давлением, если она не будет покупать американский газ. Она не приняла соответствующее решение в 2014-2015 годах, несмотря на оккупацию Крыма и войну на Донбассе. Но теперь давление будет гораздо сильнее, так как случай с Навальным поднял ставки. Пусть Донбасс и Крым рассматривались как проблемы Украины, но на этот раз это было нарушение международных соглашений, которые Россия подписала. Мы уже увидели общий ответ стран-членов НАТО. Потому что это продолжение политики по отравлению людей и покушениям на них за рубежом - Сергей Скрипаль, убийство участника Чеченской войны в Берлине в августе прошлого года (речь идет о бывшем полевом командире, гражданине Грузии Зелимхане Хангошвили - "Апостроф"). Россия не идет на сотрудничество. И это вызывает разочарование в российской политике. Поэтому тем, кто был мягок к Путину, теперь будет сложно оправдывать свою позицию.
Большую роль в будущем сыграет партия "зеленых" - и они будут более жесткими по отношению к Кремлю, чем сейчас социал-демократы. Я ожидаю, что на следующих выборах пропутинские фракции в немецкой политике потеряют свои позиции. Одна из причин - социал-демократы, которые лоббировали интересы России, утверждая, что на нее надо обращать больше внимания, чем на Украину, Польшу или страны Балтии - вряд ли останутся у власти.
"Зеленые" - это одна из немногих партии Евросоюза, которая имеет четкую неодобрительную позицию в отношении России. Они будут менее склонны к компромиссам по отношению к Путину. Если они сформируют общее правительство с христианскими демократами, то ХДС придется принимать их позицию во внимание. Позиция "Russia - first" в немецкой политике отойдет на задний план.
Есть и другая причина, почему санкции против "Северного потока-2" не добавят популярности Меркель. Общественные настроения в Германии тоже расколоты. Среди избирателей имеются крайне правые и крайне левые. Лефтисты - это бывшие коммунисты - пропутинские. Те, кто поддерживают радикальных правых из "Альтернативы для Германии" - тоже пропутинские. Некоторые поддерживают Путина, потому что выступают против засилья Америки в ЕС или против самого Евросоюза как такового. В немецком обществе нет консенсуса. ХДС имеет определенный "кредит доверия" среди собственных избирателей, но из-за раскола общества они потеряют его часть.
Еще десять дней назад я не ожидал санкций. Но сейчас давление внутри немецкого парламента и со стороны СМИ усиливается. Даже ведущие издания, близкие к немецкому бизнесу, выступают за остановку проекта "Северный поток-2". Газета Frankfurt Allgemeine Zeitung - немецкий аналог New York Times - активно выступает за то, чтобы сказать российскому газопроводу "пока". Поэтому бизнес в Германии тоже разделен и некоторые считают, что лучше быть с США, чем с Россией.
Поэтому, я думаю, что есть возможность остановить строительство "Северного потока-2". Но, я думаю, что дебаты в немецком парламенте на этой неделе четко определят, какие решения будут приняты. По крайней мере, официальная оппозиция правительства Меркель - мы должны присоединиться к объединенной реакции ЕС. Это попытка спрятать немецкую реакцию за Евросоюзом. Переложить ответственность с немецкого правительства на ЕС. И также выиграть время. Так происходит постоянно. Но эта позиция может измениться. Результат мы увидим к концу недели.