Президент США Джозеф Байден поговорил с президентом РФ Владимиром Путиным. Во время беседы шла речь о поддержке суверенитета Украины, что является позитивом. Однако Вашингтон явно ощущает нехватку доверия к Киеву. Об этом свидетельствует тот факт, что Байден говорил с Путиным об Украине, не обсудив позиции с ее президентом Владимиром Зеленским. О проблемах в украинско-американских отношениях "Апострофу" рассказал директор Института мировой политики Евгений Магда.
Почему нам не доверяет Байден
То, что Байден сразу поговорил с Путиным, а не с Зеленским, демонстрирует как качество украинской внешней политики, так и расклады международных отношений. В свое время Валерий Чалый (экс-посол Украины в США, - "Апостроф") отмечал, что после избрания Дональда Трампа Украина обогнала Россию не только в первом разговоре президентов, но и в первой официальной встрече. Сейчас ситуация - другая. И учитывая все предыдущие события, меня бы удивило, если бы было наоборот. Владимир Зеленский не относится к числу политических тяжеловесов. Украина не является постоянным членом Совбеза ООН, членом НАТО или Европейского Союза. Поэтому все логично, к сожалению. Ситуация отображает состояние дел Украины на международной арене.
В то же время, то что Байден отметил поддержку суверенитета Украины - это плюс. Даже Дмитрий Песков заявил, что у Байдена и Путина - большие различия в отношении Украины. И это, по моему мнению, тоже является плюсом.
Я думаю, этот разговор был бы выгоднее для Украины, если бы состоялась другая схема: сначала - разговор Байдена и Зеленского, а затем - разговор Байдена и Путина. Но в нынешней ситуации, когда Украина получила санкции от Соединенных Штатов за попытки ее граждан вмешаться в интересах России в президентские выборы, по-другому быть не могло. В Вашингтоне нет оснований доверять Украине. Возбуждены уголовные дела в Украине, в которых фигурирует Байден. Поэтому не может быть никакого согласования позиций между президентами.
У нас очень много "байдено-иллюзий". Все живут еще декабрем 2015 года, когда он выступал в Верховной Раде. Тогда все аплодировали словам о необходимости борьбы с коррупцией. Возникает вопрос - а дальше что? Коррупция у нас выходит на новый уровень. Украина стоит перед перспективой, когда по ее примеру будут изучать коррупцию на Западе. Это на самом деле - ужас.
Боритесь - поборете!
Существует угроза, что об Украине будут договариваться без Украины. Но я не могу сказать, что это свершившийся факт. В Соединенных Штатах сильны институты - кто-то называет это "deep state". В прошлом году США явно содействовали вступлению Украины в Программу расширенного партнерства в НАТО. Очевидно, что это делали не для того, чтобы договариваться об Украине без Украины.
Просто для того, чтобы Украина могла стать игроком, она должна прийти к консенсусу внутри страны. Не приедет сюда Тони Блинкен или Камала Харрис, или сам Джозеф Байден для того, чтобы снова собрать всех за круглым столом и говорить: "Khloptsi! Boritesia - poboryte!". Мир - другой! Если те, кто называют себя украинской политической элитой, являются импотентами, то "Виагру" им никто не будет выдавать.
И если мы говорим, что хотим что-то вроде Кэмп-Дэвидского процесса между Израилем и арабскими странами, то подобный процесс невозможен без "челночной дипломатии" а ля Генри Киссинджер. И там все было очень непросто. Есть такой Американо-израильский комитет в публичных делах - это очень мощная лоббистская структура. И каждый израильский премьер первый визит осуществляет в США.
Что касается Украины, то я бы хотел, чтобы она в своих отношениях с Россией сделала аналогичные выводы, как Израиль сделал из Холокоста в отношениях со всем миром.
Чем мы можем быть интересны Штатам
Киев должен искать контакты с США. Во-первых, Украина открывает рынок земли в этом году. Мы являемся одним из основных экспортеров зерна в мире, как и США, и могли бы предложить определенные вещи в сфере сельского хозяйства. Во-вторых, опыт в борьбе с Россией. Но чтобы "продавать" этот опыт, должна происходить риторика внутри страны, чтобы не возникало впечатление, что это какое-то "кино", а не реальные практические действия. В-третьих, американцы заинтересованы в продаже своего сжиженного газа в Европу. Где украинские усилия, чтобы дойти до Свиноустья или Клайпеды, где есть терминалы? Есть еще ядерное топливо, которое мы закупаем в России. Что, компания Westinghouse не хочет зайти на наш рынок? Рынок огнестрельного оружия, разрешение на огнестрельное оружие... Это тоже может быть интересом определенных американских игроков. Вы же знаете, что Украина - фактически единственная страна в Европе, где урегулирован вопрос оборота оружия.
Зато у нас звучат ожидания о том, что, мол, поедет Андрей Ермак или наш новый посол Оксана Маркарова в США, и всех там очарует. И все будут теряться в своем стремлении помочь Украине.
С другой стороны, я вижу в позиции Байдена сильную сторону: он не стал играть в какие-то словесные конструкции, а прямо сказал, что есть вопросы, которые нас беспокоят. Мы их изучим - и будем принимать определенные шаги. Я видел, как вчера российские Telegram-каналы слюну пускали, рассказывая о том, что произошел результативный телефонный разговор. Но я не вижу сегодня потенциала улучшения российско-американских отношений. Сейчас нам будут "продавать" идею, что Путин и Байден договорятся об Украине. Но есть так хорошо украинское слово - Дзузьки!