В четверг, 7 июля, премьер Великобритании Борис Джонсон объявил о своей отставке, чему предшествовало беспрецедентное количество отказов чиновников продолжать работать в его Кабинете. Подробности падения любимца украинцев, а также о его возможных преемниках читайте в материале "Апострофа".
Политический "шторм" для главы правительства
Британский премьер оказался на грани увольнения с должности еще месяц назад. Его собирались отправить в отставку из-за скандала по поводу вечеринок на Даунинг-стрит во время пандемии коронавируса, проходивших несмотря на ограничения. Но 6 июня Борису Джонсону удалось заручиться поддержкой парламента во время голосования по вотуму недоверия. Большинство депутатов проголосовали за Джонсона и премьер получил иммунитет на год. Казалось, ситуация выровнялась и глава британского правительства будет работать дальше.
Однако неделю назад в Великобритании разгорелся секс-скандал: заместитель главного организатора правящей Консервативной партии в Палате общин Крис Пинчер устроил вечеринку в элитном клубе для консерваторов "Карлтон". В результате его обвинили в сексуальных домогательствах к двум коллегам. К тому же оказалось, что чиновник уже фигурировал в подобной истории.
У Джонсона утверждали, что премьер не знал об инциденте и потому поддержал повторное назначение Пинчера, но позже премьер признал, что это была ложная информация. Именно это вызвало волну возмущения в обществе, а многие политики и известные люди выступили с призывом к отставке премьера.
В течение нескольких дней свои должности в правительстве Великобритании покинули десятки чиновников, среди которых оказались и самые близкие соратники Бориса Джонсона. В частности, 5 июля в отставку ушли министр финансов Риши Сунак и министр здравоохранения Саджид Джавид, сопровождая свое решение критикой в адрес лидера Консервативной партии. Сунак фактически являлся вторым человеком в правительстве, а Джавид сыграл немаловажную роль во время пандемии COVID, поэтому после их заявления начались массовые уходы.
Буквально сразу стало известно об уходе с должностей министра юстиции, глав министерств по развитию технологий, пенсионного обеспечения, министра МВД, министра науки. Наконец, 6 июля Борис Джонсон сам уволил министра жилищного строительства Майкла Хоува, который был его ближайшим союзником в Консервативной партии, что можно было считать "последним звоночком".
Премьер-министр намерен выполнять свои полномочия до партийной конференции консеваторов, которая состоится в октябре 2022 года, где изберут нового лидера правящей политсилы.
Эксперт-международник Егор Брайлян обращает внимание на то, что впервые за 30 лет после знаменитой Маргарет Тэтчер Джонсон вернул Украину и восточноевропейскую повестку дня в Великобританию. Это произошло даже несмотря на то, что россияне долгое время являлись донорами Консервативной партии, а российские олигархи выстроили тесные связи с Борисом Джонсоном и другими консервативными политиками.
"Напомню, в июле 2020 года был утвержден парламентский отчет разведки о влиянии России на внутреннюю политику Британии. Здесь есть интересный момент: в своей политике в отношении России Джонсон не был до конца последовательным, совершал определенные половинчатые шаги. Можно вспомнить ситуацию с газетой Independent и ее владельцем, российским олигархом Лебедевым и его сыном, которого консерваторы сделали пэром. Но переосмысление позиции в отношении России сыграло решающую роль, именно поэтому заявления Джонсона о российском влиянии на внутреннюю политику Британии важны. Джонсон все же перешел определенный предел, после которого британские элиты начали воспринимать россиян как врагов Британии, чего еще до недавнего времени не было", - говорит эксперт "Апострофу".
Но основная проблема Джонсона состоит в том, что люди, с которыми он шел на выборы в 2019 году – Прити Пател и Майкл Доул, Риши Сунак и Сади Джавид – разочаровались в нем.
"Раньше Джонсон был неоспоримым лидером в важных вопросах - "Brexit", поддержке Украины и т.д. В конце концов, сами британцы очень поддерживают Украину. В то же время для британцев Джонсон с внутриполитической точки зрения вреден, потому что больше пиарился, чем реально решал проблемы. То есть, социально-экономические проблемы в Британии после Brexit являются определяющими для политического будущего Джонсона", - добавляет Брайлян.
С ним согласен содиректор программ внешней политики и безопасности Центра Разумкова Михаил Пашков. По его мнению, на отставку Джонсона в большей степени влияет внутренняя ситуация в Британии: проблемные моменты вокруг некоторых членов правительства и недовольство ситуацией в обществе, как следствие, массовые отставки в правительстве. Однако на поддержке Украины эти процессы практически не отразятся.
"Нельзя говорить, что с отставкой Джонсона политика Британии в отношении Украины будет какой-то иной или существенно изменится. Определенная коррекция будет, но мейнстримное направление поддержки Украины будет оставаться. Очевидно, возникнет определенная пауза после отставки, но она будет довольно быстро преодолена", - отмечает Пашков.
Замена "Джонсонюку"
Однозначно можно утверждать сейчас, что украинцам не стоит делать "всепропальщину" из-за ухода Джонсона. Егор Брайлян советует обратить внимание на Тобиаса Элвуда, председателя комитета Палаты общин по обороне: он выступает против Джонсона. Но он также приезжал в Украину и выступает за нас. Есть и другие похожие примеры.
"Следует вспомнить о последнем пакете военной помощи Украине, который объявили от Уэльса и Шотландии - 100 млн фунтов. Это свидетельствует о том, что даже если лейбористы возьмут власть, регионы Британии не могут не обращать внимания на Украину. Это говорит и о том, что Джонсон все время делал из Украины "историю успеха", и делал бы это и дальше, если бы оставался лидером консерваторов. Похоже, что британские власти после Ирака и Афганистана приняли решение, что Украина должна стать историей успеха, ведь если она проиграет, прошлогодняя катастрофа в Афганистане покажется какими-нибудь сказочками", — говорит эксперт.
Немного добавляет минор Михаил Пашков, который напоминает, что Джонсон еще некоторое время будет выполнять свои обязанности, поэтому по крайней мере до осени ситуация будет оставаться такой, как была.
"Для нас отставка Джонсона это минус, потому что у него сложились особо доверительные, дружеские и откровенные отношения с Владимиром Зеленским. В нынешних условиях это важно. Он позиционировал себя как активный союзник Украины, который помогает нам в разных сферах", - говорит эксперт.
Доказательством таких теплых отношений стал звонок Владимира Зеленского Джонсону, искренне заявившему ему, что все украинцы с грустью восприняли новость.
"Не только я, но и все украинское общество, которое вам очень симпатизирует. Весь мой Офис и все украинцы благодарны вам за помощь. Мы не сомневаемся, что поддержка Великобритании сохранится, но ваше личное лидерство и харизма делали ее особенной", – заявил британскому премьеру Зеленский.
В свою очередь, британский премьер пообещал Зеленскому, что британская поддержка Украины, как финансовая, так и военная, не исчезнет с его уходом.
Кто же придет на смену Джонсону? Среди возможных преемников можно назвать министра обороны Бена Уоллеса, главу МИД Великобритании Лиз Трасс и главу комитета по обороне Палаты общин Тобиаса Элвуда, считает Егор Брайлян.
Самым большим "ястребом" среди них можно назвать именно Трасс: это такая себе "копия Тэтчер". Она регулярно и четко заявляет о важности Украины и необходимости ее поддержки. В то же время назначение Бена Уоллеса стало бы своеобразным компромиссом: убрали Джонсона, но поставили человека, который будет активно заниматься международными вопросами именно с силовой позиции. Явного фаворита среди всех названных кандидатов, впрочем, пока нет.
"Консерваторы однозначно ослабили свое влияние. После осенних выборов будет коалиция, как во времена лейбористов Блэра и Брауна: теперь у консерваторов может возникнуть коалиция с либеральными демократами или даже с "зелеными". Для нас же важно работать как с правительством и парламентом, так и с региональными политиками из того же Уэльса и Шотландии. Кто бы ни победил на выборах, и какой бы ни была фамилия премьера, для Украины важно сохранять ту поддержку Британии, которая сейчас есть", - резюмировал Брайлян.