Пока опальный глава британского правительства Борис Джонсон метит в кресло генсека НАТО, премьерская гонка в Британии набирает обороты. В ней остались только два кандидата - министр иностранных дел Лиз Трасс и министр финансов Риши Сунак. Несколько раундов теледебатов пока не выявили явного фаворита. О "козырях" и слабых местах кандидатов, их шансах возглавить правительство Ее Величества, а также об украинском вопросе в их риторике - читайте в материале "Апострофа".
После решения об отставке друга Украины Бориса Джонсона между представителями правящей Консервативной партии началась гонка за должность главы правительства, которая наконец определила двух фаворитов. Атмосфера соперничества между Лиз Трасс и Риши Сунаком обостряется все больше. Доходит до мистики, как это случилось на последних дебатах: как только Трасс начала говорить о Путине и его кознях - потеряла сознание и упала ведущая шоу, дебаты пришлось прервать. С чем же подойдут соперники к финалу гонки, результаты которой объявят 5 сентября?
Внутренние проблемы и внешние комбинации
По мнению кандидата исторических наук, эксперта-международника Егора Брайляна, основная интрига состоит в том, сколько людей сможет мобилизовать каждый из кандидатов, ведь кризис в британском политикуме крайне серьезный: российско-украинская война лишь усугубила последствия пандемии коронавируса и выхода из ЕС, поэтому каждый из кандидатов в премьеры должен не обещать, а что-то делать.
"Думаю, Трасс будет играть на внешнеполитической повестке, а Сунак будет играть на вопросах экономики, ведь его основной месседж и риторика сводится к тому, что во время коронавируса именно он был эффективным менеджером. Вместе с тем, к нему возникает много вопросов - например, у него была грин-карта США, проблемы с налогами жены и т.д. В целом, за Сунака выступает умеренное крыло консерваторов, а правое крыло, жесткие "брекзитеры" - выступают за Трасс", - говорит "Апострофу" Брайлян.
Он добавляет, что Трасс пока что обещает снизить налоги, но одно это обещание все серьезные вопросы не решит. Здесь стоит обратить внимание на крайне серьезную проблему с жильем: его строительство слишком дорогостоящее, а "коммуналка" - сверхвысокая.
Говоря о разнице между Сунаком и Трассом, следует отделить их внешнеполитическую и внутриполитическую позицию, хотя в последней отличия в риторике будут меньше, говорит эксперт Совета внешней политики "Украинская Призма" Александр Краев.
"Если говорить о внутриполитической позиции, Трасс относится к правому крылу консерваторов. Фактически она осталась единственным лидером "джонсоновцев", то есть тех, кто выводил его на высшие ступени власти. Она оставалась с премьером до конца. Ей нелогично было бы менять свою позицию, тем более, это приносит ей положительные результаты. Когда Трасс спрашивали об экономической и социальной политике, она делала упор на доступности. То есть доступности работы, кредитов, возможностей, жилья. Трасс апеллирует к "консервативным консерваторам", чтобы показать, что раньше было лучше, и она это "раньше" вернет. То есть политика Трасс не очень отличается от того, что предлагает Сунак, просто это преподносится под другим информационным соусом", - говорит эксперт.
Что же касается Сунака, то он постоянно представит себя как выверенный и абсолютный центрист. Его ставка сводится к тому, что после внутриполитических баталий внутри консерваторов и внешних сражений с лейбористами, либеральными демократами и шотландскими националистами его фигура станет объединяющей и позволит избежать вероятного политического кризиса в дальнейшем. Поэтому Сунак играет с позиции "все для всех будет хорошо", никаких ходов право или влево. Так он пытается взять больше голосов. На первых этапах это действительно помогало, он тогда набрал голоса либо молодых консерваторов, либо неопределившихся, либо ярких оппонентов Джонсона, отмечает Александр Краев.
"Если говорить о внутриполитической программе Сунака, то он будет делать ставку на продолжение кампании по созданию рабочих мест, дешевых кредитах для малого и среднего бизнеса, реставрации жилья, восстановлению крупных коммунальных программ, которые начались еще в первом году премьерства Джонсона. По сути, это продолжение политики, которую он вел на должности министра финансов в правительстве Джонсона", - добавляет эксперт.
Говоря о внешнеполитической позиции кандидатов, стоит упомянуть и их отношение к Украине. Да, Сунак жестко высказывался против России, активно поддерживал линию Джонсона по поддержке Украины, но учитывая свою должность - министра финансов - мало говорил об Украине, потому что это не входило в его полномочия. Однако ассигнации Украины утверждались без всяких возражений со стороны казначейства, и Сунак некоторые из них сам лоббировал и продвигал.
Что касается Трасс, то внешнеполитическая сфера это ее козырь, потому что она стала известна благодаря внешней политике, была активным спикером, инициировала огромное количество проектов не только с Украиной, но и другими странами. Например, новый договор со странами Содружества, рамочное оборонное соглашение с Японией, AUKUS – все эти крупные проекты воплощала именно она. Также Трасс много работала по восстановлению тесных отношений с США. Все эти "козыри" она активно использовала во время прений.
Егор Брайлян отмечает, что украинская тема присутствует на выборах главы правительства, но практически не влияет на ход голосования, то есть международные темы незначительно могут изменить позиции кандидатов в отличие от внутренних вызовов. Хотя они и вызваны внешними факторами.
Шансы равны?
На первый взгляд, позиции Трасс и Сунака равнозначны, потому что одни опросы дают результаты 62% на 38% с преимуществом Сунака, а другие дают предпочтение Трасс, говорит Егор Брайлян.
Он обращает внимание на то, что в случае победы Трасс помощь Украине может стать более интенсивной, если же в гонке победит Риши Сунак – помощь, скорее всего, останется на нынешнем уровне, хотя с уверенностью об этом прогнозировать трудно: дело в том, что Сунак о международных темах не говорит вообще.
С главным финансистом королевства, кстати, связан шлейф скандалов, один из которых касается внешней политики. Дело в том, что его жена владеет 400-миллионным пакетом акций в IT-фирме, владельцем которой является ее отец. Это индийская компания, офис у которой находится... в Москве. Сунака много спрашивали, не будет ли это обстоятельство преградой для адекватной позиции в отношении России, и пока он от этих вопросов буквально убегал, не предоставляя адекватного ответа. И это настораживает, ведь демонстрирует его слабость. На которой его при случае смогут ловить в Кремле.
По словам Александра Краева, Сунак пока еще больше голосов, чем у Трасс, просто в силу своих центристских позиций, но сейчас букмекеры говорят, что в прямом противостоянии у него шансов меньше, ведь центризм перестает работать.
Помимо семейного бизнеса в России против Сунака могут сыграть скандалы относительно его налогового резидентства США. Ведь получается, что он – самый богатый министр в нынешнем правительстве – платит налоги в бюджет США. К тому же его жена - гражданка Штатов.
К тому же он принимал участие во всех вечеринках Джонсона, при этом настроив против себя всех, кто поддерживал премьера, у которого в целом в партии наблюдается довольно неплохая поддержка даже сейчас.
"Поэтому шансы Сунака достаточно призрачны, но Трасс нужно бороться, держать линию и продолжать быть максимально медийной – тогда лучший для Украины вариант сможет победить", - заключает эксперт. Времени для того, чтобы окончательно перевесить чашу весов на свою пользу, у Трасс - достаточно. Имя нового премьер-министра Великобритании должны назвать 5 сентября.