В среду, 27 июля, Верховная Рада назначила генеральным прокурором Украины нардепа от "Слуги народа" Андрея Костина вместо недавно освобожденной Ирины Венедиктовой. Кем является новый шеф прокуроров и имеют ли под собой основания мнения экспертов о концентрации власти в силовых органах со стороны одной властной команды, читайте в материале "Апострофа".
Кто он – новый генпрокурор?
Примечательно, что поддержка парламентского зала во время голосования за генерального прокурора оказалась весьма солидной: кандидатуру Костина поддержали 299 депутатов, 32 воздержались. Никто не выступил против.
Андрей Костин – одессит, окончил Одесский государственный университет им. И. И. Мечникова по специальности "правоведение", все время до работы нардепом трудился юристом. Пройдя все ступени адвокатской карьеры, наконец стал директором Адвокатской компании "Право", заместителем председателя Совета адвокатов Одесской области.
Политикой занимался на региональном уровне: в 2010 году стал депутатом Одесского горсовета от "Фронта перемен". Тем не менее, связи, наработанные в Киеве, сработали, и в 2019 году Костин был избран народным депутатом от партии "Слуга Народа" номером 108 в списке как беспартийный. После чего сначала был заместителем председателя Комитета по правовой политике, а позже его возглавил.
До своего попадания в Раду Костин не имел особых "грехов", однако три года депутатства привнесли в его биографию несколько неоднозначных моментов. Так, по данным движения "ЧЕСНО", в 2019-2020 годах Андрей Костин не декларировал ни одного места жительства в Киеве, хотя получал бюджетную компенсацию для аренды жилья или снятия гостиничного номера.
В силовую вертикаль Костина сватают давно. В 2021 году Костин принимал участие в конкурсе на должность главы Специализированной антикоррупционной прокуратуры, но не прошел собеседование в конкурсной комиссии. Интересно, что, по данным "Апострофа", кандидатура Костина рассматривалась на должность генерального прокурора еще зимой 2020 года. Но тогда это кресло отдали Ирине Венедиктовой.
Представители движения "ЧЕСНО" обращают внимание, что Костин как глава комитета по правовой политике ответственен в парламенте за судебную реформу, и именно в период его руководства комитетом реформа блокировалась, а необходимые законодательные изменения и предложения искажались. Это касается, в частности, перезапуска ключевых органов судебного контроля – ВККС и ВРП.
"Друзей Ермака" прибыло
Предшественница Костина Ирина Венедиктова, пытаясь удержаться на должности, демонстрировала блестящую статистику, рассказывала об огромном количестве раскрытых преступлений, резком улучшении борьбы с коррупцией. Впрочем, эксперты достаточно скептически относились к такого рода заявлениям. Делать какие-то прогнозы о том, как будет работать ее преемник – рано, но есть фактор, позволяющий делать определенные предположения. Как утверждают "Апострофу" сразу несколько источников, назначение Костина лоббировал персонально Андрей Ермак, с которым новый генпрокурор, по его словам, знаком давно.
Интересно, что в Одессе нардепа даже называли "глазом Ермака". Исходя из этого, позиции руководителя ОП во власти ощутимо усилились вплоть до опасений из-за возможных последствий от этого. Однако, по мнению политолога Виктора Небоженко, пока рано говорить о всемогуществе Ермака, называющего себя "универсальным менеджером президента". Сейчас главе ОП приходится заниматься всем: и строительством дорог, и электричеством, и дипломатией, тайными операциями и кадровыми назначениями, и в нынешней ситуации он подбирал и подбирает людей, которых он знал и на которых рассчитывает.
"Проблема в том, что несколько месяцев назад Вашингтон сказал: будем работать не с Ермаком, у него нет никаких полномочий, кроме больших хозяйственных хлопот. Мы будем работать в целом с военными и правоохранительными институтами. Соответственно, то, что сейчас, возможно, обещал при назначении Ермаку неплохой адвокат Костин, может "распылиться", ведь первое, что сделают США - пригласят его в Вашингтон на просмотр, где не будет Ермака и будет серьезный разговор, что делать дальше", - говорит эксперт.
По его словам, речь будет идти не о борьбе с преступностью и военных преступлениях, а о налаживании формальных, институциональных отношений между САП, которая будет заниматься наказанием за элитную коррупцию, и Офисом генпрокурора.
"Сейчас официально все зависит от генпрокурора, но если не заработает САП – это будет и большая неудача для президента Зеленского, ведь именно после того, как будет работать САП, будут оценивать всю прокуратуру, а не наоборот, как это было до сих пор. То есть, Ермак, может, и повлиял на назначение Костина, но Запад сейчас активно займется генпрокурором, особенно его заместителями", - добавляет Небоженко.
По мнению политического эксперта Алексея Голобуцкого, у "слуг народа" очень короткий ряд запасных, поэтому особого выбора, кого назначать генпрокурором не было.
"Костин - глава профильного комитета, юрист, занимался этим всю жизнь, в отличие от тех, у кого только диплом юриста есть. Вместе с тем, властям не нужен был человек с безупречной репутацией на этом посту - вспомним, Костина отсеяли в конкурсе на голову САП: должно быть, это должно что-то означать, да?, - говорит эксперт "Апострофу".
Голобуцкий отмечает, что в том, чтобы расставлять своих людей на ключевые посты в силовых вертикалях, руководителя ОП сейчас не ограничивает ничего, кроме желания Зеленского. Сейчас речь не идет о том, плохо это или хорошо. У Ермака есть такая возможность – и он делает то, что сделал бы любой человек в системе, где не существует баланса интересов и институтов, которые могут противодействовать монополизации власти, тем более в военное время – в частности, речь идет и о парламенте. Главный аргумент Ермака и Зеленского – то, что их сейчас поддерживает 75% населения, отмечает Голобуцкий.
В одном сомневаться не приходится – власти испытывают давление Запада, внимательно следящего за нынешними назначениями на самые высокие должности, и выводы делаются очень быстро.
"В ОП делают все, чтобы закрепить свои позиции и положение. Если глава САП будет действительно независимым в связке с НАБУ и под контролем западных стран, это может стать серьезной опасностью для нашего политического класса. Поэтому для минимизации проблем власть и закрепляет силовой блок за собой", - говорит Голобуцкий.
Укрепляясь, Владимир Зеленский строит не команду, где у каждого свой участок работы, за который он отвечает. Он формирует окружение, своего рода "двор царя".
"Насколько прекрасно Зеленский с женой справляется с презентацией Украины в мире, используя яркие месседжи, настолько ему неинтересна внутренняя политика Украины, которую он отдал на откуп ОП и Ермаку, что, безусловно, имеет последствия", - резюмировал Виктор Небоженко.