За более чем год полномасштабной войны россии против Украины Китай так и не определился, на чьей он стороне – по крайней мере официально. Китайский мирный план по прекращению войны вызвал массу критики. В то же время китайские компании поставляют Москве дроны и технологии, из-за чего Запад вводит против Поднебесной санкции. Соответственно, растет напряжение между Китаем и США. Об отношениях между Пекином и Вашингтоном, визите Си Цзиньпина в Москву и предстоящем разговоре китайского лидера с Зеленским – своим мнением в эфире Апостроф TV поделился аналитик, аспирант Цзилиньского университета Петр Шевченко.
На треке между Китаем и Америкой сейчас наблюдается формула так называемой управляемой конкуренции, которую предложил Джо Байден. Она действительно все еще работает, однако Китай в рамках этой конкуренции повышает ставки, начиная от запуска воздушного шара и заканчивая визитом Си в Москву. США уже публично показали, что им не понравился этот ход, и это действительно так, потому что это еще один ход Китая, ослабляющий глобальное лидерство США.
Читайте: Успех или провал для Путина? Аналитики оценили итоги визита главы Китая в Кремль
Мы наблюдаем, что Китай и США постараются найти границы возможного в рамках торговли, покупки Китаем ценных бумаг США, возможных технологических продаж со стороны США, которые они еще позволят купить Китаю. Однако политически и геостратегически конкуренция между Китаем и США будет еще больше усугубляться. Мы увидим еще больше острых ходов Китая, которые будут направлены на то, чтобы именно в Евразии ослабить влияние Америки.
Визит Си в Москву
Такие визиты очень сильно насыщены всевозможными церемониальными символическими жестами. Я придерживаюсь точки зрения, что нужно брать во внимание экономические конкретные показатели сотрудничества. Нам нужно посмотреть на то, как, наконец, будет налажено экономическое сотрудничество между Москвой и Пекином уже в рамках этого многополярного мира, где эти два центра государств будут пытаться устанавливать свои региональные правила игры, которые будут зависимы от глобального лидера.
Так вот, что было на самом деле: новая порция фотолягушек о Путине на коленях перед главой Китая
Если говорить о таком символизме, который продвигает сейчас российская пропаганда, мол, это первый визит, и мол, китайцы говорят, что это два великих государства, что они должны исторически сотрудничать, сосуществовать, стратегические партнеры и прочее… Это все очень важно, но в основе все же лежит экономическая выгода.
Важно, что россия все больше идет на уступки Китаю в плане продаж энергоносителей и других ресурсов. Это логистические коридоры, причем не только континентальные. Надо смотреть именно на эти экономические показатели, тогда мы поймем, в чем суть этих двусторонних отношений. На мой взгляд, это геостратегия, экономика и политика.
Конечно, никакого равенства нет и об этом не может быть и речи. Китай – старший партнер, это один из экономических центров планеты. Это геоэкономический центр планеты, где сейчас происходит сдвиг экономики мира – все идет в Азию. А россия – это региональное государство, теряющее влияние. Китай приходит на правах старшего брата, который будет продавлять очень асертивно. Нам не нужно вестись на эту внешнюю обертку вроде бы уважения, равенства, дружбы и т.д. – это все риторика. Фактически Китай будет очень асертивно и проактивно продавливать свои амбиции.
Сейчас Китай реализует свою генеральную стратегию, чтобы стать условными "США", чтобы стать провайдером безопасности и экономического процветания на континенте.
Помощь Китая РФ
В Китае все эти процессы, особенно связанные с технологиями, контролируются. Если мы сейчас говорим о том, помогал ли Китай как-то россии в военном плане – это уже не только беспилотники, а всевозможные комплектующие, микросхемы, микроэлектроника, бронежилеты и т.д.
И как, к примеру, Украина может на это повлиять? Сейчас нет таких четких механизмов как это можно сделать. Если говорить о западных странах, то это санкции, вторичные санкции, и они будут введены против Пекина за то, что он поставлял эти беспилотники, запчасти для российской техники – например высокоточного оружия. Это вторичные санкции, и они с большой вероятностью будут введены против Пекина.
Сигналы Китая
Тема ковида очень вовремя поднялась из-за встречи Си Цзиньпина и Путина. Это был сигнал Пекину о том, что не нужно было вообще ехать в Москву. Также был ордер Международного уголовного суда. То есть это был сигнал Си Цзиньпину, что он, по сути, пожмет руку военному преступнику. В-третьих, сегодня проходит визит премьер-министра Японии Кисиды в Киев.
То есть это все кампания сигналов Китаю о том, что чем больше он будет наращивать связи с Москвой, тем больше Запад будет оказывать давление. Это геополитика, есть "красные линии". Как раз сотрудничество Китая не только с Москвой, но вообще в евразийской оси – Пхеньян, Пекин, Москва, Тегеран и Минск – будет встречать сопротивление со стороны Америки. В частности, информационное и санкционное.
Тема ковида в Китае сошла. Однако тема ковида как рычаг влияния на Китай остается в руках Америки. Если США действительно предъявят обвинение Китаю в разработке и распространении ковида - это может быть приравнено к обвинению в геноциде, потому что очень много погибших. Это очень мощный рычаг влияния на Китай.
Разговор Зеленского и Си
Китай пока придерживается нейтральной позиции по поводу российской агрессии и войны в Украине. При этом он сохранял дипломатическую и экономическую поддержку агрессора. Поэтому, я думаю, если состоится разговор между Зеленским и Си Цзиньпином, это будет очень важно для нас. Это будет шанс донести свою позицию китайскому лидеру. Но также есть опасность того, что, например, Китай за глаза может что-то развивать с россией. Например, поставки оружия или еще что-нибудь. Поэтому Китай пока сохранит нейтральную позицию. И давайте посмотрим, как пройдут переговоры Владимира Зеленского и Си Цзиньпина.
Этот трюк, который Китай смог провернуть на Ближнем Востоке, примирив Саудовскую Аравию и Иран, очень важен. Он позволяет Китаю позиционировать себя не только фабрикой мира или экономическим лидером и второй экономикой мира, но и в качестве провайдера глобальной безопасности. Это фактически заявка по меньшей мере на региональное лидерство. Поэтому если Китаю действительно удастся достичь договоренностей между Москвой и Киевом, даже о временной заморозке, это уже будет значительной победой Китая в этой борьбе за региональное и, пожалуй, глобальное лидерство в мире. Китай в этом очень заинтересован.
Думаю, во время переговоров с Владимиром Зеленским Китай будет делать ставку на экономические факторы. Си будет говорить, что Китай готов выступить страной, восстанавливающей Украину, которая будет вкладываться в военную реконструкцию. Либо же Китай может предоставить инвестиции, свои рынки для украинской продукции и т.д. То есть мы можем увидеть, что Китай очень сильно заинтересован. Он будет делать шаги на этом треке, чтобы добиться перемирия. Но проблема в том, что он придет на переговоры с Владимиром Зеленским уже с позициями, согласованными с Москвой. Поэтому у меня есть сомнения, примет ли Зеленский Китай как посредника.