RU  UA  EN

суббота, 2 ноября
  • НБУ:USD 40.95
  • НБУ:EUR 44.25
НБУ:USD  40.95
Мир

Аргентинский Трамп: почему президент с бензопилой поддерживает Украину

В одной из ключевых стран Латинской Америки произошли кардинальные политические изменения

В одной из ключевых стран Латинской Америки произошли кардинальные политические изменения Фото:

У Кремля возникли явные трудности в "освоении" Латинской Америки, где Москва вместе с Пекином пытаются создать пул лояльных государств с целью геополитического давления на США и сокращения помощи Украине. Китайско-российские сателлиты тут делятся на две условные группы – явные (Куба, Венесуэла, Никарагуа) и скрытые (Перу, Мексика и Бразилия), которые выступают как бы против войны и за "переговоры", но на невыгодных Украине условиях. До недавнего времени в пул умеренно пророссийских стран вносили и Аргентину, но теперь после президентских выборов позиция Буэнос-Айреса может измениться. Там главой государства стал эксцентричный либертарианец и "анархо-капиталист" Хавьер Милей, который осудил вторжение Кремля в Украине, а также предложил дистанцироваться от наиболее крупных кремлевских партнеров на Глобальном Юге – Китая и Бразилии. Какое значение для Украины имеют президентские выборы в далекой от нас Аргентине, читайте в материале "Апострофа".

Москва продолжает насыщать Аргентину своей агентурой. Как отмечает посол Украины в этой стране Юрий Клименко, с начала открытого вторжения в Украину, в Аргентину прибыло около 35 тысяч россиян, и среди них есть агенты кремлевских спецслужб.

"Здесь надо четко осознавать, кто есть кто. Потому что среди этих 35 тысяч россиян, которые сюда прибыли, уверен, есть представители и российских спецслужб, которые пытаются лучше закрепиться на аргентинской территории и укрепить свои позиции в Латинской Америке", — сказал посол в интервью "Голосу Америки".

По его словам, большинство из прибывших не имеют финансовых проблем, нигде не работают, проживая в довольно комфортных условиях, хотя большая часть из них не владеет испанским языком. При этом отношение самих аргентинцев к прибывшим россиянам, как отметил Юрий Клименко, можно назвать "очень сдержанно-осторожным", так как они так или иначе ассоциируются со страной-агрессором.

Читайте: Все началось с кофе: Аргентину охватили массовые лесные пожары, видео

Теперь после президентских выборов к "осторожной" позиции населения может прибавится еще более критическая политика Буэнос-Айреса в отношении Москвы. Хавьер Милей потеснил на выборах претендента от правящей партии и министра экономики Серхио Масса, признавшего свое поражение. В ходе предвыборной гонки новоиспеченный президент предлагал отказаться от песо, перейдя на доллар США, упразднить Центральный банк, а также критиковал политику Китая, России и Бразилии, отдавая приоритет Штатам и Израилю.

Относительно кремлевской агрессии против нашей страны Хавьер Милей публично занял антироссийскую позицию, назвав кремлевского диктатор Путина автократом.

"На самом деле я был одним из первых, я бы даже сказал — первым, кто осудил вторжение в Украину. Посольство Украины одолжило мне флаг посольства, чтобы я мог пойти и выразить свой протест, что я активно сделал", - сообщил Милей в интервью для The Economist.

Такая позиция уже мешает Пекину и Москве под вывеской БРИКС создать на так называемом Глобальном Юге альянс лояльных государств, политика которых будет иди вразрез с геостратегическими планами США, их союзников и партнеров, в числе которых находится и Украина.

"Сам факт того, что Милей против присоединения Аргентины к БРИКС и за сокращение контактов с, как он выражается, "коммунистическими государствами" (Бразилией и Китаем) - все это уже бьет по интересам Кремля. Ведь Москву интересуют не только явные сторонники, но и так называемые "умеренные" правительства, главы которых подспудно будут продвигать кремлевскую повестку, в том числе, по "переговорам" с Украиной. Насколько Милей будет придерживаться вот такой прозападной и, соответственно, антикремлевской линии, будет видно уже из его действий на посту президента", - говорит "Апострофу" политический аналитик Петр Олещук.

Неформальным лозунгом предвыборной кампании Милея стал немного переиначенный слоган экс-президента США Дональда Трампа - "Make Argentina Great Again". Судя по публичной активности анархо-капиталиста Мелея, основным инструментом по "возвеличиванию" Аргентины должна быть бензопила, как символ демонтажа государственной политической и экономической идеологии "перонизма".

Государство десятилетиями страдает от экономических сложностей, которые правительства пытались решать "левыми" инструментами – ростом социальных расходов, субсидиями, печатанием денег, дабы покрыть государственные расходы. Только за последние месяцы уровень инфляции колебался в пределах 120-140%. Страна, имея ресурсы и потенциал к экономическому росту, оказалась на первом месте в списке должников МВФ. Долг Аргентины составляет около 46 млрд долларов. Для сравнения, Украина несмотря на войну и огромные расходы должна МВФ почти в четыре раза меньше – около 12,2 млрд.

Хавьер Милей, будучи по образованию экономистом, предлагает радикальные шаги. Кроме введения доллара США в качестве основной валюты новоизбранный глава государства декларировал запрет абортов, свободную торговлю человеческими органами, сокращение социальных программ и самого правительства. Как утверждает Милей, Аргентине "не нужно" столько министерств, включая министерства образования, здравоохранения, а также министерства по делам женщин.

"Бензопила, неоднозначные экономические заявления – это, скорее, элемент, медийного образа с целью привлечения к себе внимания. Тут можно проследить схожесть с риторикой и образом Дональда Трампа, который выступает с резкими, не всегда обоснованными заявления, которые при этом максимально понятны аудитории, которая на него ориентируется. При этом за такой "клоунадой" может скрываться очень рациональная и трезвомыслящая личность. К тому же такой "фриковатый" перфоманс все же более эффективен с точки зрения политического пиара, нежели скучные дебаты со ссылками на данные статистики или законопроекты. Избиратели могут счесть все это скучным", - пояснил Петр Олещук.

Вместе с тем наиболее радикальная идея Милея – ликвидировать Центральный банк страны, который, по его мнению, лишь усугубляет "раковую опухоль инфляции". Чем именно следует центробанк заменить, пока неясно. Если в стране ввести американский доллар, то Буэнос-Айрес автоматически становится заложником монетарной политики Федеральной резервной системы США. Равно, неясно как именно будет проходить долларизация аргентинской экономики, если такое решение будет принято, так как даже, с технической точки зрения, непросто организовать завоз в страну такой объем валютной наличности.

"Можно такие инициативы назвать "популизмом", а можно назвать и "антикризисными мерами". Хочу напомнить, что Каха Бендукидзе в свое время советовал Украине почти тоже самое – упразднение Нацбанка, введение доллара в качестве основной валюты. Политика центрального банка Аргентины, много лет страдающей от высокой инфляции, оказалась, мягко говоря, не эффективной. И это факт. Тут без решительных мер не обойтись, поэтому избиратели голосуют за "популистов". Далее три варианта – скатывания в дальнейший популизм и политический кризис, скатывание в авторитаризм или "популисты" реально станут реформаторами. По какому именно пути пойдет Аргентина, будет примерно видно где-то через полгода", - говорит "Апострофу" экономист, сооснователь Украинского института будущего Анатолий Амелин.

Хотя стоит иметь в виду, что для многих аргентинцев переход на доллар де-факто состоялся. Как шутят сами жители страны, самой "легальной" нелегальной деятельностью в стране является "черный рынок" валюты, на котором можно обменять песо на доллары, по курсу, который отличается от официального.

"Отказ от собственных денег в пользу другой твердой валюты – это, пусть и болезненный, но выход для стран со слабой экономикой. Тем более, что в условиях экономического спада, который сопровождается высокой или сверхвысокой инфляцией, страна де-факто переходит на иностранную твердую валюту. Мы помним, как это было в Украине в 90-е годы. Есть немало примеров того, как государства шли на такие меры, но это все же не так болезненно, как левая политика центрального банка, печатающего деньги. У Аргентины был относительно спокойный период в 90-е годы, когда денег печатали ровно столько, сколько на это было валютных резервов. Потом от такой политики отказались якобы ради "экономического роста", но страна быстро скатилась в кризис", - говорит "Апострофу" старший экономист CASE Ukraine Владимир Дубровский.

Хавьер Милей называет себя "анархо-капиталистом", которого прежде всего интересует свобода, но, судя по его действиям, он готов идти на компромиссы с потенциальными партнерами в парламенте страны. Как только он занял второе место в первом туре выборов (на тот момент мало кто в стране предполагал, что он победит во втором туре), Хавьер Милей объединился с правоцентристской оппозицией, смягчив некоторые из своих предвыборных лозунгов, сконцентрировавшись на теме инфляции и гражданских свобод.

"Коалиция правых и либертарианских сил во главе с Милеем в аргентинском парламенте в нижней палате занимает 38 мест из 257 и 8 мест в сенате из 72-х. Сейчас ему придется договариваться о коалиции, иначе парламент способен "завернуть" большую часть его инициатив. С каждым раундом коалиционных переговоров громких лозунгов будет все меньше, а прагматического расчета все больше. К тому же избиратели голосовали за Хавьера Милея не потому что он намерен "воевать" с Китаем, Бразилией и Россией, а для решения экономических проблем, в которых погрязла страна", - говорит "Апострофу" политтехнолог Алексей Голобуцкий.

Хавьер Милей, будучи в прошлом футболистом, экономистом, музыкантом и телеведущим, пришел в большую политику Аргентины всего пару лет назад, когда в 2021 году его Либертарианская партия зашла в парламент, а он стал депутатом. Как признают сами аргентинские наблюдатели, Милей возник в политическом пространстве стране из "ниоткуда" и так быстро обрел популярность именно в силу плачевного состояния экономики страны, а его эксцентричность была лишь удачным способом привлечения к себе внимания в духе Дональда Трампа. Плюс для Украины уже в том, что ориентированный на Трампа Милей, в отличии от таких правых популистов как Виктор Орбан, не смотрит в сторону Москвы и не предлагает сомнительные "компромиссы", как например, руководство Бразилии или Мексики.

Читайте: Игра в китайские ворота: во что Пекин превращает БРИКС

Читайте также

Жертва основного инстинкта: что будет с Трампом после вердикта суда

Несмотря на решение суда, Трамп и дальше может спокойно вести президентскую кампанию

Между Трампом и Байденом: чего ждать Украине от выборов в США

Во взглядах по украинскому вопросу обоих претендентов на кресло президента США имеются нюансы

Получит ли Украина помощь из США: чего ждать от голосования в Конгрессе 20 апреля

Эксперты сдержано оптимистично оценивают перспективы голосования за помощь Украине

Новини партнерів