Первая в истории встреча представителей США и Северной Кореи на высшем уровне завершилась подписанием документа, по которому КНДР обязалась отказаться от ядерного оружия, а Вашингтон предоставил Пхеньяну гарантии безопасности. Президент США Дональд Трамп и лидер КНДР Ким Чен Ын провозгласили, что теперь отношения между странами будут совсем другими. Однако аналитики не настроены слишком уж оптимистично. Подробнее – в материале "Апострофа".
Исторический саммит и день комплиментов
Они все-таки встретились. В Сингапуре впервые в истории состоялась встреча президента США с лидером Северной Кореи, и завершилась она подписанием совместного заявления, которое провозглашает намерение Пхеньяна отказаться от ядерного оружия. В документе утверждается, что КНДР обязуется работать ради полной денуклеаризации (то есть ядерного разоружения) Корейского полуострова в обмен на гарантии безопасности США.
И Дональд Трамп, и Ким Чен Ын, которые ранее обменивались оскорблениями, на саммите чувствовали себя (или по крайней мере выглядело именно так) довольно комфортно. Состоялось и первое рукопожатие лидеров США и КНДР. Нечего и говорить, что день, когда американский и северокорейский лидеры садятся за один стол, – незаурядный. Ранее Трамп, который сделал большую ставку на попытку договориться с Пхеньяном, предупреждал, что многого от встречи ждать не стоит. После саммита его заявления стали смелее и оптимистичнее. Саммит, говорит президент США, прошел лучше, чем кто-либо ожидал.
На итоговой пресс-конференции Дональд Трамп назвал подписанный документ "очень важным" и "всеобъемлющим". "Мы прекрасно провели время вместе, отличные отношения, – заявил он. – Я думаю, что обе стороны будут очень впечатлены результатом. На это ушло много доброй воли, много работы, много приготовлений". Еще в сентябре американский президент назвал Кима Третьего сумасшедшим, который морит голодом и убивает собственный народ. А теперь – "талантливым человеком", который "очень любит свою страну". Трамп утверждает, что непременно пригласит лидера КНДР в Белый дом. А еще недавно такой визит очень сложно было себе представить.
Ким Чен Ын также не жалел громких эпитетов. "Сегодня у нас прошла историческая встреча, мы решили оставить прошлое позади, - заявил он. – Мир увидит большие изменения".
Трамп утверждает, что денуклеаризация Северной Кореи начнется очень скоро, и считает, что теперь отношения Соединенных Штатов с этой страной будут совсем другими. Признаками того, что Пхеньян намерен придерживаться договоренностей со США и Южной Кореей, по его мнению, являются три факта: то, что КНДР более полугода не проводит ядерные испытания, закрыла полигон для ядерных испытаний (и на самом деле предварительно вывезла оттуда оборудование) и отпустила нескольких американских заключенных.
Судя по заявлениям президента, в обмен на уступки Пхеньяна США согласились на вывод американских войск из Южной Кореи и прекращение совместных с ней военных учений. Однако подписанный в Сингапуре документ лишен четких обязательств и каких-либо деталей относительно сроков осуществления шагов, которые стороны ждут друг от друга. Скорее, они в разных формулировках выразили свое желание добиться мира на Корейском полуострове.
Читайте также: Трампу удалось принудить Ким Чен Ына к миру: что делать с Путиным
Легко заметить, что саммит с лидером КНДР стал для американского президента поводом заявить о значительном успехе на проблемном направлении внешней политики, о котором уже говорят как об угрозе национальной безопасности США. Однако была ли встреча лишь шоу? Сложно сказать однозначно, что значение саммита этим ограничивается.
Последствия саммита
"Конечно, того, чего ожидали и по результатам чего мы могли бы сказать, что саммит имел какую-то добавленную стоимость, мы не получили", – прокомментировал "Апострофу" заместитель директора Института мировой политики Николай Белесков. Формально в заявлении упомянули принципиальное согласие Северной Кореи отказаться от ядерного оружия и гарантии безопасности КНДР со стороны США, но на фоне отсутствия деталей относительно того, как это будет происходить (ведь полное ядерное разоружение КНДР может длиться минимум десятилетие), "большого значения этот саммит не имеет, это больше картинка", считает аналитик.
"Насколько я понимаю, серьезной подготовки к саммиту, чтобы дать миру то, что сделало бы этот саммит успешным, не было. На самом деле из-за этого и не было больших ожиданий. Но, несмотря на отсутствие признаков, что это какой-то поворотный момент, есть определенные позитивные сигналы. Для меня их как минимум три. Первый – это то, что будут продолжаться переговоры, которые начались в [демилитаризованной зоне] Пханмунджоме, и США в них будет представлять госсекретарь Майк Помпео. Это наработки большой договоренности, если Пхеньян на самом деле на нее настроен. Он по крайней мере демонстрирует желание что-то такое "провернуть". Второй момент – это заявление Трампа, что не все детали, которые они обсудили, изложены в коммюнике. Надеюсь, это не пустые слова. Насколько я понимаю, первый тезис, что дальше будут переговоры и Помпео будет в них участвовать, это доказывает", – сказал эксперт ИМП.
Третьим и, вероятно, наиболее ощутимым шагом он назвал заявление о прекращении американо-южнокорейских учений, пока будут продолжаться переговоры и наработка деталей.
"Это важно не только как средство выстраивания доверия, потому что нет уверенности, что это положение станет частью большого размена, ведь КНДР никогда не одобряла эти учения. Она считала это репетицией вторжения для смены режима и таким образом оправдывала разработку своего ядерного ракетного оружия. То есть ситуация двоякая. Конечно, мы не получили то, чего хотели: принципиального решения о разоружении в обмен на гарантии безопасности. Но определенный оптимизм сохраняется. Хотя, с другой стороны, если нет принципиального согласия, очень быстро все можно отыграть назад – к негативной ситуации 2016 и особенно 2017 года", – рассказал Белесков о своем видении результатов саммита.
Другие собеседники "Апострофа" еще менее оптимистично охарактеризовали итоги встречи. По мнению доцента Института международных отношений КНУ им. Тараса Шевченко Виктора Константинова, стороны лишь "договорились обсуждать денуклеаризацию".
"В этом плане абсолютно ничего нового нет. Единственное, что к плюсам, конечно, можно отнести тот факт, что установлен диалог между двумя сторонами, если учесть, как давно его прервали. Если его удастся сохранить, это уже будет неплохо", – прокомментировал исследователь. Прекращение совместных с Сеулом американских учений и вывод контингента США из Южной Кореи он считает маловероятными в ближайшем будущем.
"Ожидания оправдались в том смысле, что никакого реального прорыва не произошло, – считает еще один ученый, профессор Киевского института международных отношений Сергей Галака. – Это (совместное итоговое заявление, – "Апостроф") просто политическая декларация – декларация в будущем двигаться к миру и денуклеаризации. Там нет инструмента контроля и сроков. С точки зрения северокорейского режима было бы нерационально просто так отказаться от имеющегося ядерного арсенала, не получив от этого ничего. Ким хочет поэтапно двигаться в переговорном процессе: уступки на уступки. А насколько Трамп к этому готов – еще не понятно. Он уже сменил свою радикальную позицию "или все, или ничего" и сейчас под давлением своих советников склоняется к позиции, что это лишь начало долгого процесса".
В то же время, говорит Галака, на лидера США давит ситуация внутри страны, где уже в ноябре пройдут промежуточные выборы в Конгресс: "Трампу надо продемонстрировать какие-то реальные или мнимые победы на внешней арене. Тогда у него есть шанс на сохранение Республиканской партией большинства, по крайней мере в Палате представителей. А в противном случае у него будут очень шаткие шансы протолкнуть своих людей в Конгресс на новый срок, и, соответственно, он потеряет очень важный рычаг во внутренней политике".
Ссылаясь на слова Трампа, что через полгода, возможно, станет понятно, будут ли какие-то положительные результаты по разоружению КНДР, Сергей Галака отметил, что процесс зависнет на пару месяцев. Можно предположить, что до тех пор уже будут известны результаты промежуточных выборов в США. Сами же переговоры будут чрезвычайно сложным процессом, к которому нужно будет привлечь не только представителей других министерств и ведомств, кроме Госдепартамента, но и международных организаций – ООН и МАГАТЭ.
Недавно США вышли из многостороннего соглашения относительно ядерной программы Ирана, и теперь Тегеран предупреждает Северную Корею, что Трамп – не тот, кому можно доверять. Нет ясности в том, связывает ли Пхеньян свой случай и ситуацию вокруг Ирана и, соответственно, намерен ли реализовывать собственные договоренности с США.
Множество специалистов назвали этот шаг Трампа огромной ошибкой, которая делает успех в переговорах об отказе КНДР от ядерного оружия только более призрачным. Еще одной ошибкой Вашингтона, похоже, были шаги в отношениях Соединенных Штатов с ЕС и Канадой, которые достигли кульминации на саммите "Большой семерки" в канадском Квебеке. США ввели пошлины на сталь и алюминий для стран ЕС, Канады и Мексики, и из-за споров с другими лидерами Трамп заблаговременно покинул саммит G7, отозвав свою подпись под итоговым коммюнике.
Тот саммит "семерки" уже назвали самым провальным в истории. А в контексте "исторического саммита с Кимом" это может означать, что Трампу, который осмелился грубо выступить против традиционных союзников, будет сложно рассчитывать на их полную поддержку в переговорах с Северной Кореей. С другой стороны, пока речь не идет о многостороннем соглашении по отказу КНДР от ядерного оружия – вроде Совместного всеобъемлющего плана действий, подписанного с Ираном, и процесс является двусторонним.