RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Мир
Мнение

10 лет стратегического партнерства Китай - Украина: до сих пор приоритет?

Николай Капитоненко об отношениях Киева и Пекина

Николай Капитоненко об отношениях Киева и Пекина

27 октября глава Верховной рады Украины Руслан Стефанчук встретился с Послом КНР в Украине Фань Сяньжуном - и заявил, что в Украине высоко ценят отношения стратегического партнерства с Китайской Народной Республикой, а курс на их всестороннее развитие остается неизменным приоритетом.

Это не первый комплимент действующей власти Украины в сторону украино-китайских отношений; и он снова раздался из стен парламента. Симптоматически то, что МИД избегает заявления такого рода. Похоже, в Украине формируется своеобразное "китайское лобби", и именно в парламенте, цель которого – определить альтернативу подчеркнуто прозападной внешнеполитической риторике в исполнении МИД. Пожалуй, неслучайно группа межпарламентских связей с Китаем является самой большой в Верховной раде, и не только действующего созыва.

Спикер украинского парламента заявил, что Украина заинтересована в углублении дружбы и сотрудничества с Китаем на основе взаимного уважения независимости, суверенитета и территориальной целостности. Относительно сотрудничества сомнений нет: Китай является крупнейшим торговым партнером Украины, и есть основания ожидать дальнейшего усиления его роли. "Дружба" – понятие менее конкретное, а особенно в международной политике. Наблюдатели указывают, что Китай последовательно не поддерживал "украинские" резолюции Генеральной Ассамблеи ООН после аннексии Крыма. Собственно, на это указал и Руслан Стефанчук: "Мы надеемся, что китайская сторона пересмотрит свою позицию и будет поддерживать Украину во время голосований в ООН резолюций, касающихся суверенитета и территориальной целостности нашего государства" .

В этом отношении есть обоснованные сомнения. Позиция Китая в российско-украинском конфликте формируется под влиянием тесных отношений с Россией, которые имеют давнюю историю и насыщенную повестку дня. Кроме того, в китайско-украинских отношениях последних лет немало кризисных моментов и разочарований: от судебного иска по невыполненному контракту на поставку зерна на 3 млрд долларов в 2014 году до дела "Мотор Сич".

Украина занимает относительно скромное место в китайской большой стратегии и масштабной инициативе "Один пояс, один путь". В поисках ворот к европейскому рынку Китай не возлагает слишком больших надежд на Украину, по крайней мере, пока.

Стратегическое партнерство на уровне деклараций существует в отношениях Украины и Китая уже давно: Совместная декларация об установлении и развитии отношений стратегического партнерства была подписана Виктором Януковичем и Ху Цзиньтао еще в 2011 году. В этом документе говорится о поддержке суверенитета, территориальной целостности; об уважении к выбору путей развития; о неприменении силы или угрозы ею, а также экономического или иного давления. Документ носит рамочный характер и, скорее, в далеком уже 2011 году обозначал намерения двух государств. Тогда повестка дня внешней политики как Украины, так и Китая была другой. Украина искала равновесие в традиционных дилеммах "Восток-Запад", а Китай еще только приближался к тем глобальным замыслам, которые сегодня являются отличительной чертой его большой стратегии. Другим был и мир: американское лидерство было крепче, политика России не столь агрессивна, а институты международной безопасности более надежны.

Возможно, изменилось и значение термина "стратегическое партнерство", по крайней мере, в контексте украинской внешней политики. В условиях российской агрессии Киев особое значение уделяет таким понятиям, как "союзник", "коалиция" или "друг". Курс на членство в НАТО и ЕС закреплен конституционно; и возможности для маневров существенно сузились. Так, в последние годы возникает впечатление, что граница сближения даже с такими важными партнерами, как Китай, определяется текущим состоянием отношений как Украины с США и Европой, так и Китая с ними же. В этих условиях стратегическое партнерство с Китаем выглядит не как обещание будущего потенциала, но как фиксация его ограничений.

Разговоры в Киеве о стратегическом партнерстве с Пекином будут звучать еще не раз. Декларация о стратегическом партнерстве в 2011 году содержала также стремление активизировать политический диалог на всех уровнях. Как раз сейчас пришло время для проверки готовности сторон к таким шагам – как и для готовности прилагать совместные усилия "по обеспечению мира, стабильности и безопасности в мире и отдельных регионах".