RU  UA  EN

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Мир

​14 саммит БРИКС: момент истины для глобальных амбиций Китая

Пекин активизирует расширение собственной антизападной коалиции

Пекин активизирует расширение собственной антизападной коалиции Фото:

Российско-украинская война дала серьезный повод заговорить вновь о пересмотре мирового порядка, за который так долго и последовательно выступал Китай. В этом контексте она также возродила интерес к БРИКС – объединению пяти не-Западных экономик (Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР), в основе которого во многом лежит желание ослабить или положить конец гегемонии Запада в современном глобальном мире. Ни одна из входящих в БРИКС стран не осудила вторжение России в Украину. Что же обсуждали участники БРИКС и какие дальнейшие планы Китая специально для "Апострофа" рассказал эксперт Международного центра перспективных исследований Николай Капитоненко.

23-24 июня состоялся 14-й саммит БРИКС в виртуальном формате. Он стал важным событием в том, что касается динамики позиции Китая по ключевым вопросам мироустройства. Китай был принимающей стороной саммита.

Си Цзиньпин обратился к участникам саммита с речью, в которой отражены основные оценки и подходы Китая к проблемам глобального мироустройства, а также к текущим кризисам. В несколько иносказательной и философской манере китайский лидер признал сложность вызовов, которые стоят сегодня перед миром, но и вспомнил про ключевые элементы внешнеполитической риторики Китая – общность безопасности, процветание и единство. Правда, и общность, и процветание с безопасностью выглядят достаточно условно: БРИКС во все большей степени выглядит как консолидированный вызов западоцентричному миру.

По версии Китая, путь к миру и стабильности лежит через отказ от гегемонии и блоковой конфронтации. В этом же ключе Си Цзиньпин оценивает и то, что называет "украинским кризисом": как следствие веры в позицию силы и попыток расширять военные союзы и укреплять собственную безопасность за счет других. Китайский лидер упомянул и термин "дилемма безопасности": как раз в этом ключе строится риторика Москвы. И хоть слова Си Цзиньпина можно отнести к политике самой России в отношении Украины, за ними стоит вполне последовательная критика политики США и молчаливая поддержка попытки России бросить ей вызов.

Си Цзиньпин также сослался на собственную Глобальную инициативу безопасности, в рамках которой глобальный мир предлагается поддерживать на принципах суверенитета, территориальной целостности государств, принципов ООН и расширенного понимания безопасности. В рамках этой же инициативы речь также идет о том, что беспокойства других стран по поводу безопасности следует принимать всерьез. Саммит БРИКС в разгаре российско-украинской войны дал возможность Пекину консолидировать партнеров из Третьего мира и фактически объединить две повестки: борьба против гегемонии Запада в мировом порядке и расширение прав и возможностей не-Западных стран.

Обсуждение этих вопросов неотделимо от проблем глобальной экономики. В повестке дня работы саммита были вопросы экономического восстановления после пандемии и многостороннего сотрудничества с этой целью, вопросы изменения климата и охраны здоровья. Приоритеты сформулированы так, чтобы сделать упор на глобальные, общие проблемы и интересы, превратив таким образом саммит БРИКС в действительно альтернативный формат глобального управления. Си Цзиньпин говорил о том, что разрыв между Севером и Югом растет, и цели устойчивого развития оказались под угрозой. Почти 1,2 миллиарда людей в семи десятках стран страдают от пандемии, нехватки еды и энергоресурсов, а также долгов. На этом фоне Пекин поднял знамя борьбы с бедностью, в которой самому Китаю удалось за последние сорок лет достичь беспрецедентных успехов.

Китай почувствовал угрозу в последние несколько месяцев. Его экономика, сильно зависящая от глобальной торговли и открытости, может столкнуться с рисками переориентации производственных цепей и ослаблением роли Китая в них. Политически Китай рискует оказаться в слабой позиции, поскольку агрессивная война России в Украине консолидирует Запад и ставит много неприятных вопросов по поводу того, на каких принципах в действительности будет строиться альтернативное мироустройство.

Любопытной инициативой саммита стала идея расширить круг участников БРИКС. Это предполагается сделать на основании позиций стран по поводу войны России в Украине: пригласив в перспективе тех, кто либо поддерживают Россию, либо воздерживаются от ее осуждения в ООН. Если эта идея получит развитие, то это будет означать активизацию Пекина по расширению собственной анти-Западной коалиции. Ключевой здесь может стать не столько позиция по России, сколько принадлежность государств к "угнетаемому" Третьему миру, интересы которого Китай берется защищать в глобальном масштабе.

Новини партнерів