RU  UA  EN

вторник, 30 апреля
  • НБУ:USD 39.30
  • НБУ:EUR 41.95
НБУ:USD  39.30
Мир

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Мнение

​ХХ съезд КПК и большая стратегия Китая

Пекин продолжит борьбу за изменение международного порядка

Пекин продолжит борьбу за изменение международного порядка Фото: Синьхуа

Проходящий в Пекине ХХ съезд КПК, на первый взгляд, уделяет скромное внимание внешней политике: гораздо больший интерес вызывают перестановки в партийной элите и усиление ее влияния на государство в целом. Но для будущего мироустройства оценки Пекином текущей ситуации и его стратегические цели исключительно важны. О самых важных моментах съезда Коммунистической партии Китая специально для "Апострофа" рассказал эксперт Международного центра перспективных исследований Николай Капитоненко.

Во-первых, в риторике китайского руководства заметна обеспокоенность возросшей международной нестабильностью и последствиями российско-украинской войны. Далекая от осуждения и часто даже от упоминания в этом контексте России официальная пресса, тем не менее, снова призывает к каким-то договоренностям, повторяя общую риторику китайских чиновников. Развязанная Москвой война вредит интересам Китая, сокращая его возможности на европейском рынке, консолидируя Запад и компрометируя Пекин чрезмерной близостью к России. Об этом не говорят вслух, но озабоченность войной и ее неконтролируемыми последствиями нельзя утаить.

Во-вторых, во время съезда несколько раз прозвучал тезис о том, что Китай не будет отказываться от права решить "Тайванский вопрос" силой – в том числе и от Си Цзиньпина. Эта позиция нужна китайскому лидеру, поскольку от него ждут великих геополитических свершений. Постепенный рост возможностей и влияния Китая должен иметь свое логическое продолжение. Продление полномочий Си будет коренным изменением сложившейся со смерти Мао Цзэдуна политической системы и даст нынешнему китайскому лидеру огромную власть. За такими полномочиями должна стоять великая идея – и идей на тему внутреннего развития самого Китая вроде дальнейшего роста благосостояния уже недостаточно. Предыдущие десять лет правления Си Цзиньпина уже намекали на большое геополитическое будущее: его инициатива "Один пояс, один путь" обозначила региональные и глобальные амбиции Поднебесной.

Но эта задача не была выполнена. Рост китайского влияния встретил сопротивление, как в отдельных странах, так и на глобальном уровне. За десять лет своего правления Си Цзиньпин не только усилил присутствие Китая в отдельных регионах, например, в Африке и Центральной Азии, но и "заработал" для Китая статус основной угрозы для интересов США и Западоцентричного миропорядка. По мере обострения американо-китайского противостояния, продвигать геополитические интересы Поднебесной стало сложнее. Новый мандат для Си Цзиньпина будет означать подтверждение его полномочий и для глобального геополитического противостояния.

Тайвань в этом противостоянии становится определяющей точкой. В ней сходятся как идеологические основы китайской идентичности, так и интересы Пекина в регионе Восточной Азии. Поддерживаемый США Тайвань блокирует экспансию Китая, ограничивает его возможности по проецированию силы. Поэтому и Вашингтон готов повышать ставки в конфликте. Фраза о праве решать этот вопрос силой приходит на смену традиционной осторожности Китая и сигнализирует о начале нового этапа китайской политики безопасности.

И, наконец, в-третьих, риторика ХХ съезда КПК делает акцент на "спокойном Китае" и диалоге Юг-Юг. Второй элемент – это традиционная для стратегии Си Цзиньпина ставка на развивающиеся страны. Сама идеология адаптированного к современным реалиям марксизма предлагает Пекину естественную основу для внешней политики – отстаивание интересов угнетенных, бывших колониальных стран. Китай и сам выступает примером такой успешной, освободившейся от колониальной власти страны. А борьба за интересы развивающихся стран в сочетании с коммунизмом хорошо нам известна из советской истории. Китаю эта история отлично известна, и в Пекине рассчитывают извлечь из нее уроки и избежать допущенных ошибок. Как бы то ни было, но ставка на развивающиеся страны продолжает работать, и с ее помощью Китай планирует сформировать большую коалицию в противовес американской коалиции за демократию. Реалистичность этих планов и правильность расчетов сейчас проходят проверку российской агрессией против Украины, которая ставит перед многими странами Третьего мира сложные политические дилеммы.

При кажущейся вторичности внешнеполитической тематики, ХХ съезд КПК, тем не менее, исключительно важен. Переизбрание Си Цзиньпина и текущая официальная риторика указывают на то, что Китай продолжит борьбу за изменение международного порядка. И в этой борьбе использование силы не станет невозможным.