Подписанный в конце прошлого года контракт между Россией и Венгрией о строительстве двух энергоблоков атомной электростанции «Пакш» общей стоимостью около 12,5 млрд евро заблокирован Европейским союзом. Об этом со ссылкой на источник в Европейской комиссии сообщает издание The Financial Times. Официальные представители Будапешта эту информацию опровергают. Впрочем, как отмечают эксперты, некоторые вопросы к российско-венгерским соглашениям со стороны ЕС все-таки есть.
Информацию о решении Европейского союза заблокировать сделку о сотрудничестве между Российской Федерацией и Венгрией в сфере атомной энергетики сообщило вчера британское издание The Financial Times (FT). Ссылаясь на анонимные источники в Европейской комиссии (ЕК), журналисты газеты написали, что это решение было принято еще на прошлой неделе в ходе заседания ЕК, участие в котором принимал также венгерский представитель Тибор Наврачич.
По данным FT, сделку отказалась утвердить организация Euratom, осуществляющая регулирование европейского рынка ядерного топлива. Дело в том, что еще в феврале прошлого года практически незамедлительно после подписания соглашения эксперты Европейского союза начали изучать все аспекты документа. Озабоченность европейских специалистов вызвал пункт о намерении импортировать ядерное топливо для реакторов исключительно из России. Венгерская сторона сделала попытку опротестовать такое решение, однако ее не поддержали в Европейской комиссии. Таким образом, пишет издание, было заблокировано действие всего соглашения «Пакш-II». Теперь, чтобы «разблокировать контракт», Венгрии придется либо найти другой источник топлива, либо начать с Еврокомиссией судебное разбирательство.
Тем временем, официальные представители Венгрии информацию о блокировании контракта со стороны ЕС опровергают. «Это неверно, что ЕС заблокировал строительство "Пакш-II"»,– заявил госсекретарь Венгрии Андраш Гиро Сас. При этом господин Сас потребовал от The Financial Times опубликовать опровержение. Пресс-секретарь венгерского правительства Золтан Ковач также заявил, что сделка не была заблокирована.
Следует отметить, что в декабре прошлого года между венгерским ЗАО «MВМ Развитие АЭС Пакш-II» и дочерней компанией «Росатома» АО «НИАЭП» были подписаны три соглашения, касающихся сооружения двух блоков АЭС с российскими реакторами ВВЭР-1200. Первый документ – это контракт по сооружению и оборудованию двух новых энергоблоков, в котором зафиксированы задачи на ближайшие 12 лет. Второе соглашение регламентирует условия сервисного обслуживания будущих энергоблоков, а третье – условия обеспечения реакторов топливом. Согласно прогнозам, после окончания работ мощность производящей 40% электроэнергии в Венгрии АЭС «Пакш» возрастет практически в два раза.
Примечательно, что общая стоимость проекта составляет порядка 12,5 млрд евро. 80% этой суммы (около 10 млрд евро) обязался предоставить Венгрии президент России Владимир Путин в качестве государственного кредита. Такое развитие событий, особенно на фоне кризисной ситуации в Украине, вызвало серьезную озабоченность в Европейском союзе, представители которого стали опасаться, что сближение с РФ заставит венгерское правительство отказаться от поддержки санкций ЕС в отношении России. Еврокомиссия уже начала антимонопольное расследование по поводу решения администрации премьер-министра Венгрии Виктора Орбана присудить контракт РФ без проведения тендера. Известно, что расширением АЭС в Пакше, помимо «Росатома», интересовались также французская Areva и японско-американская Westinghouse.
Как отметил руководитель отдела внешней политики венгерской газеты Magyar Nemzet Габор Штир, подобные публикации в западных изданиях являются следствием неверной интерпретации переговорного процесса в Еврокомиссии, а также инструментом оказания политического давления на Россию и Венгрию. «Не в первый раз мы чувствуем, что Запад оказывает давление на этот проект. Большое удивление вызвал материал, опубликованный в газете The Financial Times, потому что венгерская сторона еще перед подписанием договора с РФ согласовывала все его детали с Брюсселем. Это, безусловно, политическое давление как на Россию, так и на Венгрию»,– высказал свое мнение господин Штир. При этом он добавил, что вопрос «блокирования» может касаться не всего проекта «Пакш-II», а только контракта на поставку ядерного топлива для АЭС: «Насколько нам известно, переговоры продолжаются, и еще рано что-либо говорить. Да и топливо будет поставляться на станцию еще через минимум шесть лет, до этой поры венгерские атомщики найдут решение».