После проведения референдума 23 июня, в котором 52% британцев обозначили желание выйти из состава ЕС, "Апостроф" разбирался, что думают о последствиях этого решения его противники. Эти люди полагают, что "старики подвели молодежь", считают итоги Brexit ксенофобскими и опасаются, что они запрут страну в собственном "островитянском мирке". Кроме того, мы приводим самые популярные мифы, собранные компанией Chatham House, с помощью которых "евроскептики" убеждали английский электорат проголосовать за выход страны из ЕС. Между тем история с Brexit, похоже, будет иметь продолжение, поскольку уже более полумиллиона британцев подписали петицию за проведение повторного референдума о членстве в Европейском Союзе. Парламент Великобритании обязан рассматривать любую петицию, собирающую более 100 тысяч подписей.
Наиболее популярные мифы в пользу выхода Великобритании из ЕС, которые английские "евроскептики" скармливали английскому электорату, собрала международная аналитическая компания Chatham House:
Британия отдает ЕС слишком много денег
Те, кто ратовал за выход, говорили, что страна еженедельно тратит на членство в ЕС 350 млн фунтов стерлингов - около 18 млрд фунтов стерлингов в год. Эти деньги следует оставлять для нужд Британии, уверяли сторонники независимости от Союза, но при этом не говорят о деньгах, которые Королевство получает от Европы. К примеру, британские фермеры ежегодно могли рассчитывать на субсидии в несколько миллиардов фунтов. В итоге в европейский бюджет в 2014-2015 годах ушло только 8,8 млрд фунтов.
Страна теряет контроль над внутренней политикой
Сторонники выхода уверяют, что в различных сферах жизни страны верховенство европейских законов подрывает британский суверенитет. Однако, по мнению Chatham House, касательно иммигрантов и в прочих внутренних делах (вопросы пенсий, налогов, образования и т.д.) местные законы играют главенствующую роль, и Брюссель на них повлиять не может.
Членство в ЕС приводит к росту числа иммигрантов
Миграция из стран — не членов ЕС составляет лишь половину всех прибывающих в страну. Что касается трудовых мигрантов из Европы, то правительству скорее всего придется и дальше пускать их в обмен на доступ на рынки этих стран и по той причине, что экономика и дальше будет нуждаться в приезжих для определенных категорий рабочих мест. И хотя еврофобы считают, что иммигранты бьют по социальным службам, но их вклад в экономику с лихвой покрывает эти выплаты.
Британия теряет суверенитет
Независимость означает право писать законы, с помощью которых можно управлять страной. Но при нынешней глобализации это право не приоритетное. Является страна членом ЕС или нет, но на нее так или иначе будут влиять решения, которые принимает географический сосед и крупный торговый партнер. Однако членство в Союзе давало шанс влиять на эти процессы в свою пользу, и обычно эта тактика работала успешно.
На выход
Хотя результаты референдума носят рекомендательный характер, правительство готово начать процедуру выхода из Европейского Союза. Столь же решительно настроены и в ЕС. Отдав дать уважения выбору большинства британских граждан, глава Евросовета Дональд Туск, председатель Европарламента Мартин Шульц, возглавляющий Еврокомисию Жан-Клод Юнкер и председатель Совета Евросоюза Марк Рютте в совместном заявлении после публикации результатов голосования попросили Британию запустить механизм выхода как можно скорее.
Тем временем сами британцы, похоже, еще не до конца понимают последствий этого "бракоразводного процесса", но оставшиеся в меньшинстве светлого будущего не ждут.
Ричард Тайнен, глава компании The Funding Center из Кардиффа
Я чувствую себя опустошенным. Мы оказались в меньшинстве, и ничего хорошего после этого голосования не получат ни Великобритания, ни Европа. И больше всего я расстроен из-за молодежи, ведь 70% 18-25-летних выступили за то, чтобы остаться. По сути, старики трагическим образом подвели нашу молодежь.
Я очень обеспокоен тем, что мы станем "маленькой Британией", закрытой в ксенофобской, искаженной во времени реальности. Но идея "маленькой Британии" - это фантазия; мечты о том, чтобы консерваторы в стране вернули себе былую славу 1950-х, однако это совершенно островитянская, заносчивая, надменная и полностью игнорирующая глобализацию позиция.
Моя 16-летняя дочь также очень переживает, ее приводит в отчаяние то, насколько люди спокойны и что они сохраняют позитив. Работы нам теперь прибавится. Первый министр Шотландии (Никола Старджен) только что заявила, что определенно на повестке дня появился вопрос о втором референдуме (первый состоялся 18 сентября 2014 года, на нем был вынесен вопрос "Должна ли Шотландия стать независимым государством?", за сохранение членства в составе Великобритании проголосовали 55% шотландцев).
Сегодня наша страна разделена как никогда, я боюсь, что экстремизм получит полный карт-бланш, особенно в плане экономики; крайне правые проделали неплохую работу, обвинив Европу в том, что появилась проблема иммиграции, а затем обвинив иммиграцию в прочих грехах. Что касается экономики, то я подозреваю, что в ближайшие несколько недель нас будет штормить. После новости о результатах референдума британский (фондовый) рынок упал на 5%, а европейские рынки — на 10%! Эти качели, конечно, стабилизируются, но в целом мы станем беднее.
Те, кто точно выиграет от выхода, — это политики, пропагандирующие крайне правые взгляды. В первую очередь — Борис Джонсон (бывший мэр Лондона) и Найджел Фараж (лидер британских евроскептиков, возглавляющий Партию независимости Объединенного Королевства). Экстремисты у нас представлены по большей части в среде крайне правых внутри Консервативной партии и Партии независимости Объединенного Королевства. И они продолжат еще активнее высказывать эту расистскую риторику. И пусть Бог нам в этом случае поможет.
Самой большой ошибкой правительства в принципе стало то, что вопрос о референдуме оказался на повестке дня в первых рядах.
Мэг Нифси, студентка последнего курса Даремского университета
Я думаю, что такие результаты референдума о членстве в ЕС были неизбежны. Как человек, который представляет молодое поколение, я сейчас читаю много комментариев моих сверстников в онлайне, которые отзываются о мнении 17 млн человек, голосовавших за выход, как о ксенофобском. Соглашаетесь вы с результатом или нет, но дело тут вовсе не в проблеме иммиграции, а в том, что слишком много людей живут в бедности, вот она-то и повлияла на исход голосования. Кто-то из студентов расстроен результатом и по той простой причине, что теперь в университетах будет меньше денег на различные исследования. Но это проблемы, скажем так, привилегированных слоев населения, а что же это решение будет означать для миллионов людей, которым в Великобритании надо решать более насущные задачи, допустим, как заработать себе на пропитание?
Результат референдума демонстрирует проблему огромного неравенства в Соединенном Королевстве. Да, некоторые голосовали за выход, потому что боятся иммигрантов, которые могут занять их (рабочие) места, но многие выбрали этот вариант просто потому, что они устали, устали выживать после рецессии.
Большинство населения в регионах, выступивших за выход из ЕС, - это традиционно электорат лейбористов. Но теперь тут в авангарде консерваторы, именно они стремятся представлять интересы бедных и говорят о том, что люди все туже затягивают пояса. И вот мы видим, как эта категория населения использовала шанс заявить о себе. На самом деле они не боятся экономической неопределенности после выхода, они и так жили все эти годы в довольно стесненных обстоятельствах.
Что будет теперь? Наверное, стоит поинтересоваться, когда теперь соберется выйти (из состава Великобритании) Шотландия.
Между тем история с Brexit, похоже, не закончилась, поскольку уже более полумиллиона британцев подписали петицию за проведение повторного референдума о членстве Великобритании в Европейском Союзе. Документ уже зарегистрирован на сайте парламента, который обязан рассматривать любую петицию, собирающую более 100 тысяч подписей. Стоит отметить, что в парламенте страны доминируют противники выхода из ЕС. Кроме того, британцы просят ввести в отношении референдума о членстве страны в ЕС новое правило, согласно которому повторный референдум должен проводиться, если явка была ниже 75% или если доля проголосовавших за или против выхода страны из ЕС составляет менее 60%. Отметим, что явка на референдум 23 июня составила 72%, а за выход из Евросоюза проголосовали 52% британцев.