В воскресенье, 27 ноября, в Италии прошли протесты против запланированного на 4 декабря референдума об изменении Конституции страны. На голосование поставили реформы, которые касаются порядка формирования Сената и его полномочий, выборов президента и судей Конституционного суда. Потенциальный эффект от референдума выходит далеко за рамки Италии, поскольку может лишить нынешнего премьера Маттео Ренци и его политсилу доминирующей роли в местной политике и привести к власти евроскептические силы. Существует и риск выхода Италии из еврозоны, поскольку банковская система этой страны крайне неустойчива, а внешний долг - огромен. Потеря правительством Ренци влияния может привести и к изменению позиции страны по санкциям против России.
В ближайшее воскресенье, 4 декабря, в Италии пройдет референдум о внесении изменений в Конституцию. И на выходных итальянцы вновь протестовали против этой инициативы. На улицы Рима вышли не менее 50 тыс. человек с плакатами: "Ренци, убирайся" и "Люди говорят "нет" отвратительной конституционной реформе". Итальянцы уже не впервые протестуют против конституционных изменений. Аналогичная акция прошла в начале ноября во Флоренции, и тогда досталось полицейским, в которых полетели дымовые шашки, камни и бутылки.
Инициатор внесения изменений в Конституцию — премьер Маттео Ренци. Правительство предложило провести референдум еще два года назад, и обе палаты парламента одобрили документ в 2016-м. В апреле за реформу проголосовали "Демократическая партия" Ренци, "Народная территория", "Демократический центр" Бруно Табаччи, "Граждане и инноваторы" и часть депутатов смешанной парламентской группы. Правительство аргументирует необходимость голосования тем, что изменения якобы станут шагом к более сильной и управляемой Италии. Тогда как противники называют инициативу посягательством на демократические нормы. Текст уже был обжалован по прошению партии "Движение пяти звезд", левых и экс-председателя Конституционного суда Валерио Ониды, но признан соответствующим нормам.
Суть изменений
Его главная инновация — изменение полномочий и состава Сената, вследствие чего в Италии формально больше не будет равноправной двухпалатной модели парламента. Другие положения касаются, например, упразднения Национального совета по экономике и труду, изменения модели разделения власти между государством и регионами, отказа от деления страны на провинции. Также могут быть изменены законы о народной законодательной инициативе и выборах президента и судей Конституционного суда.
Если на референдуме проголосуют за изменения, итальянские сенаторы получат парламентскую неприкосновенность. Новый Сенат будет сформирован из 21 мэра итальянских регионов (всего их 20, но от Трентино — Альто-Адидже будет двое представителей), 74 региональных советников и 5 сенаторов, назначенных президентом — всего 100 человек, а не 320, как сейчас. Назначение сенатора президентом уже не будет пожизненным, законом установлен срок в 7 лет.
Пока нет ясности относительно выборов в новый Сенат, поскольку нет соответствующего закона. Но непрямым голосованием будет избираться лишь одна палата парламента. Внутри регионов советы будут сами определять, кого отправить представителем в столицу. Очевидно, поскольку 20 регионов будут представлять по двое представителей, один из них будет от большинства, а второй — от оппозиции. Как говорят критики, это несколько сужает многополярность итальянской политической системы. Кроме того, Сенат может лишиться права голосовать за доверие правительству, объявление войны и международные договоры. В остальных случаях он лишь сможет вносить предложения в Палату депутатов.
Как отмечают в итальянском журнале L'Espresso, перебрасывание законов из одной палаты парламента в другую не является проблемой и не затягивает принятие документов, когда есть политическое согласие. Процесс замедляется, когда есть желание его затянуть. Реформа предполагает, что правительство получит право требовать голосования Сената и Палаты депутатов в срок до 70 дней по законопроектам, которые считает основными.
Результат предстоящего итальянского референдума будет засчитан независимо от явки, поскольку кворум в нем не предусмотрен. Голосовать могут все совершеннолетние итальянцы. Согласно опросам, большинство итальянцев сейчас склоняются к тому, чтобы отклонить предложенную конституционную реформу, хотя еще в марте поддержка превышала 60%. Сейчас она находится на уровне 48% среди определившихся, 52% из них — против. При этом четверть граждан все еще в раздумьях.
Внешнеполитический контекст
Маттео Ренци пообещал уйти в отставку, если народ выступит против предложенных изменений. Такой исход, отмечают некоторые аналитики и обозреватели в западных странах, может стать очередным потрясением для Запада и мировых рынков после Brexit и избрания Дональда Трампа президентом США. Die Welt, The Wall Street Journal и Business Insider уже окрестили плебисцит в Италии "самым большим риском" для ЕС.
Италия, имеющая один из самых больших в ЕС внешний долг (135% ВВП), считается угрозой финансовой стабильности еврозоны, и отставка правительства не будет позитивным сигналом для рынка и инвесторов. Вследствие этого банки с просроченными кредитами могут начать валиться, что приведет к банкротству множества мелких предприятий. Новые внутриитальянские проблемы могут повысить вероятность прихода к власти евроскептиков на выборах в 2017 или 2018 году. Затем, не исключено, повторится история Греции, когда обсуждался вариант с Grexit – выхода страны из еврозоны из-за неспособности платить по счетам.
Очевидно, если правительство Ренци уйдет в отставку, его заменит временное, возможно, технократическое правительство. Если же референдум сложится для него благоприятно, итальянский премьер почти наверняка даже усилит свои позиции внутри ЕС, и Рим может приблизиться по влиянию к Берлину и Парижу.
Ренци хоть и высказывает иногда индивидуальную позицию (например, когда на октябрьском саммите ЕС выступил против внесения в итоговое заявление требования ввести санкции против России из-за бомбардировок сирийского Алеппо; он и в остальном ставит режим антироссийских санкций под сомнение), в целом поддерживает политику Брюсселя. Чего не скажешь о популистском "Движении пяти звезд" комика Беппе Грилло, которое практически сравнялось с главной партией страны по рейтингам.
Впрочем, не все придают референдуму настолько большое значение. Даже если народ проголосует против реформы, остается вероятность, что Ренци останется в своей должности. Оппозиционная партия Сильвио Берлускони "Вперед, Италия" выступает за то, чтобы Ренци продолжал выполнять функции премьера, и готова на коалиционное правительство. Также некоторые отмечают, что ЕС вряд ли оставит итальянские банки без поддержки в кризисной ситуации.
"Результаты этого референдума могут стать вызовом для Италии, а уже потом — для ЕС, — сказал "Апострофу" аналитик Международного центра перспективных исследований Евгений Ярошенко. — Как нидерландский и британский референдумы, этот может рассматриваться как вопрос доверия правительству. Многие прогнозируют, что, если большинство граждан Италии отклонят эти предложения, это фактически будет означать вотум недоверия Маттео Ренци, что повлечет за собой отставку правительства, досрочные парламентские выборы и политическую нестабильность".
Ярошенко напомнил, что представительница евроскептического "Движения пяти звезд" летом стала мэром Рима, и это не может не вызывать тревогу. "Если в результате выборов в Италии "Движение пяти звезд" станет частью власти, это станет причиной центробежных тенденций в ЕС. То есть опасен не столько референдум, сколько то, как им могут воспользоваться различные политические силы", — добавил он.
По мнению политолога-международника, научного сотрудника Института всемирной истории НАН Украины Сергея Толстова, "европейская конструкция начинает сыпаться". "Германского влияния в Европе недостаточно. Италия, несомненно, если учитывать долги, — слабое звено. Чтобы поддержать долги, ей нужны колоссальные темпы экономического роста, а они невозможны. Соответственно, долг будет накапливаться и когда-нибудь может "прорваться", — объяснил он свою мысль.
Толстов считает, что Ренци, если бы был более свободным в своих решениях, больше прислушивался бы к требованиям внутри Италии снять антироссийские санкции: "Он не отменяет санкции только потому, что есть европейский консенсус в этом вопросе. Предполагаю, что ослабление Ренци может привести к тому, что в Италии сложится неустойчивая политическая комбинация, и его партии придется создавать коалиционное правительство, а это будет означать аморфную политику и провал европейской координации по очень многим вопросам".