Депутат сейма Литвы Линас Бальсис предложил забрать у России Калининградскую область, поскольку РФ лишилась права на нее после аннексии Крыма. Депутат отметил, что "время Калининграда закончилось". Заняться возвращением территории должны, по мнению Бальсиса, или Литва, или ЕС, или Вильнюс и Брюссель. Почему о возврате Калининградской области в Литве заговорили сейчас, и есть ли почва у таких разговоров, "Апостроф" поинтересовался у российского политолога Дмитрия Орешкина.
Во-первых, не нужно путать одного конкретного депутата с позицией государства. Например, в Украине есть депутат Ляшко, его мнение не является мнением Украины, а у РФ есть Жириновский и его мнение тоже не является мнением России. Так же и с мнением одного депутата из Литвы. Другой вопрос: да, проблема с Калининградской областью существует. С одной стороны, Калининградская область - самая милитаризированная, потому что там огромное количество военных и стоит Балтийский флот. С другой стороны, дети этих военных занимаются там бизнесом, и прекрасно понимают, что никакое НАТО России не угрожает, и никакая Польша не хочет откусить какой-то кусок территорий. И Литва, когда говорит подобные вещи о Калинграде, тоже понимает, что это – нереализуемый сценарий. И немцы не хотят нападать на Восточную Пруссию.
Да, следует признать, что для Калининграда Москва выглядит неким хомутом. С одной стороны, в Калининграде заинтересованы в российских ресурсах, поэтому Россия им нужна. С другой, Кремль им вешает какие-то дополнительные таможенные сборы, акцизы, ограничения. Для них – это московская дурь. И хотя они себя и считают не совсем европейской страной, то во всяком случае и не совсем Россией. У них есть своя региональная идентичность. В будущем, если Россия и дальше себя так по отношению к ним будет вести, то им все ближе будут европейские интересы. Им понадобится больше свобод, больше гарантий, невмешательство силовиков в бизнес. Поэтому Калининградская область – первая, которая при экономическом ослаблении Кремля, повернет нос к Западу. А на Западе об этом как раз знают, но не торопят события. При таком развитии событий, это не будет геополитическое перетягивание территорий. Сама территория поднимается, взрослеет и понимает, что ей нужно быть самостоятельной. Она почувствует, что может справиться без указаний и, тем более, без насильственных советов. Это нормальный процесс развития.
Все эти разговоры про геополитику – это все 19 век. Сейчас существует геополитика потоков – информационных, финансовых, людских. Именно эти процессы и заставляют жителей Калининграда думать, что Москва – далеко от них, ничего плохого о ней сказать не хотят, но она им не очень нужна. Так же как спрашивают, что такое Украина, и говорят, что якобы ее никогда не было. Какая разница: была она или нет? Сейчас Украина – отдельное государство, и хочет им быть, что абсолютно нормально. Но не для всех, в этом и проблема.
Калининград, не в зависимости от того, что хотят или говорят отдельные депутаты литовского парламента, в ходе объективных событий вынужден выбирать между европейской системой ценностей и московской. И должен признаться, что большинство, во всяком случае, людей, которые занимаются бизнесом, европейская система нравится больше. Это отражается и на результатах выборов в Калининградской области. Так, к примеру, Калининград на выборах президента РФ в 2012 году дал Владимиру Путину меньше половины голосов, т.е. в первом туре там он не победил. С тех пор, не думаю, что поддержка Путина в связи с экономическим кризисом в Калининграде усилилась. Поэтому там все время и меняют руководство, потому что боятся, что оно не достаточно жесткое и не справляется. Калининградская область единственная, где у губернаторов не получалось задержаться на посту на протяжении двух сроков. Потому что здесь для Кремля болезненная точка.
Если думать о концепции заговора, то кто-то таким образом, посредством таких заявлений, прощупывает почву, как среагирует Москва. Пока говорит какой-то там депутат, это его личное дело. А вот если бы Сейм высказывался, или правительство – другое дело. Но, я не вижу никаких возможностей у ЕС, да и желания, обострять отношения с Россией из-за Калининграда. Сейчас эти отношения Европа-РФ и без того сильно обострены.