Теракт в пригороде Парижа, где учитель французской средней школы Самюэль Пати был убит и обезглавлен беженцем чеченского происхождения Абдулахом Анзоровым, дал повод сразу двум президентам – Франции и Турции – неплохо попиариться. Не обошлось без серьезной перепалки. Перерастут ли пикировки между Эммануэлем Макроном и Реджепом Эрдоганом в открытое противостояние двух геополитических лидеров Европы и Ближнего Востока, разбирался "Апостроф".
О новой форме ислама
Убийство Самуэля Пати вызвало широкий резонанс в французском обществе. Десятки тысяч людей вышли выразить протест против убийства преподавателя и почтить память погибшего преподавателя. Президент Франции Эммануэль Макрон принял участие в церемонии прощания с Пати в почетном дворе Сорбонны. На похоронах Макрон заявил, что во Франции не откажутся от карикатур, и что террористам не удастся запугать жителей страны. Вдобавок, Макрон назвал нападение на Пати терактом, отметив, что преподаватель был убит за то, что учил детей свободе слова, а также пообещал, что Франция продолжит борьбу за свободу.
"Ислам — это религия, которая сейчас переживает кризис во всем мире", — заявил Макрон. По его словам, радикальный исламизм "открыто выражает намерение навязать свои порядки". "Эта идеология утверждает, что ее законы выше законов Республики", — сказал президент Франции. В связи с этим, Макрон озвучил идею о создании некоего "просвещенного ислама" во Франции, без иностранного влияния и финансирования.
Впрочем, эксперт по вопросам международной политики и Ближнего Востока аналитического центра "Украинский институт будущего" Илия Куса считает, что в данный момент, озвученная Макроном идея является не более чем просто лозунгом.
"Сложно оценить идею Макрона о создании так называемого "просвещенного ислама", поскольку ничего неизвестно о её подробностях. Что такое "просвещенный ислам"? Считает ли Макрон французских мусульман "просвещенными" или нет? Как можно в принципе изменить ислам? Какое именно влияние Макрон считает угрозой? Пока нет подробностей, и эта идея остаётся в виде красивого лозунга", - сказал в комментарии "Апострофу" Илия Куса.
По мнению экспертов, такая чрезвычайно резкая реакция связана с желанием Макрона сейчас, за полтора года до президентских выборов во Франции, усилить свои позиции на "правом" фланге.
Время для крестовых походов
Главным оппонентом Макрона выступил президент Турции Реджеп Эрдоган (хотя заявлением по этому поводу, напугавшим Кремль, отметился и глава Чечни Рамзан Кадыров), который не только осудил карикатуры Charlie Hebdo, но и назвал Эммануэля Макрона психически нездоровым человеком, потому что Макрон, якобы, ненавидит ислам.
"Что мы можем сказать о главе государства, который ведет себя подобным образом по отношению к миллионам представителей другой веры в его стране? Прежде всего [Макрону нужны] психические проверки", - заявил Эрдоган.
Масла в огонь противостояния президентов подлила новая карикатура Charlie Hebdo, направленная уже против самого Эрдогана. И хотя вначале президент Турции заявлял, что даже не будет смотреть на карикатуру себя, позже турецкий МИД вызвал посла Франции для объяснений. Также он подал в прокуратуру Анкары уголовный иск против журнала. В то же время Эрдоган призвал население Турции не покупать французские товары из-за позиции руководства Франции касательно карикатур на исламского пророка Мухаммеда.
Стоит отметить, что Эрдоган, по мнению экспертов, давно примеряет на себя роль главного защитника мусульман.
Чего добивается Эрдоган на международной арене?
Как считает эксперт по международным отношениям Илия Куса, отношения между Турцией и Францией ухудшаются уже несколько лет подряд, и теракты во Франции лишь открыли в них идеологический фронт.
"Эрдоган в своем противостоянии с Францией преследует закрепление своего имиджа в качестве лидера мусульманского мира в противовес западной модели, которую навязывают США и ЕС. Политика Эрдогана направлена на выход Турции на позиции регионального игрока, которого будут воспринимать на равных остальные участники процесса, включая Францию, Германию и Россию. Вдобавок Эрдогану важно усилить и закрепить своё влияние в "расширенной периферии", где присутствуют интересы Франции — это Ливия, Восточное Средиземноморье, Балканы, Южный Кавказ и Ливан", - считает Илия Куса.
Напомним, что взаимоотношения между двумя странами-членами НАТО стали особенно портиться с момента, когда во время Сирийской войны Франция разместила своих солдат на территории, занятой курдо-арабским ополчением в Сирии. Существование Курдской автономии поблизости от своих границ Анкара воспринимает как угрозу из-за того, что в самой Турции продолжает действовать курдское сепаратистское движение. Потенциально разрозненные курдские силы способны оказывать поддержку друг другу. Поэтому Турция во Франции видит силу, помогающую курдам.
Еще одна линия разлома в франко-турецких отношениях— соблюдение эмбарго на поставки вооружений в Ливию. По данным Минобороны Франции, запрет, введенный ООН, нарушается турками. Однако Анкара категорически отвергает все обвинения, хотя ее участие в Гражданской войне в Ливии неоднократно фиксировалось.
Сама по себе Франция для Эрдогана идеологически выглядит как наиболее удачная мишень. Франция, с карикатурами на мусульманских деятелей и с одной из самых многочисленных армянских диаспор, отлично вписывается в идеологию врага, для противостояния с которым должен объединиться весь турецкий народ. И, конечно, им потребуется "вождь", кем любезно готов стать Реджеп Эрдоган.
Примечателен тот факт, что, позиционируя себя как главного защитника мусульманских ценностей, Эрдоган вступает в прямую конфронтацию с некоторыми мусульманскими странами, как например в случае с Саудовской Аравией, где, к слову, находится место погребения мусульманского пророка Мухаммеда, честь которого Эрдоган так уверенно защищает.
"Рука помощи" Эрдогану из Франции
История с карикатурами Charlie Hebdo — это политический подарок для Эрдогана. Об этом "Апострофу" заявил турецкий оппозиционный журналист Юнус Эрдогду.
"В то время как турецкая лира дешевеет по отношению к доллару, а в стране – безработица и экономический кризис, в эфире турецких телеканалов обсуждают карикатуры Charlie Hebdo и "халифат" на словах. Эрдоган хочет изобразить себя единственным защитником ислама, а Франция своими действиями любезно помогает ему, и все это выглядит как согласованный матч", - заявляет Эрдогду.
По его словам, турецкий народ делится на два крыла: кемалистские секуляристы и политические исламисты. Политические исламисты полностью – за Эрдогана. Светский сегмент кемалистов также оказывает ему скрытую поддержку.
"В Турции сейчас нет оппозиции. Между политическими элитами есть соглашение: Эрдоган стоит у руля страны, кемалисты остаются при власти. На данный момент Эрдоган захватил все СМИ, его никто не критикует, а тех, кто пишет оппозиционную точку зрения даже из-за границы – блокируют", - говорит Юнус Эрдогду.
Макрон уже готовится защищаться
По мнению эксперта Илии Кусы, Франция пытается отвечать Эрдогану, усиливая международное давление на Турцию и продвигая санкции против Анкары. Их главная цель – довести давление на Турцию до такого уровня, чтобы Анкара пошла на уступки на ключевых направлениях – Ливия и Восточное Средиземноморье.
"Безусловно, Макрон будет стремится использовать ситуацию с терактами для увеличения своего влияния и своего электората. Собственно, по моему мнению, одной из причин, толкнувших Макрона произнести свою скандальную речь, вызвавшую критику исламского мира, стало желание поиграть на электоральном поле правых сил, таких как "Национальный фронт". Макрону необходимо демонстрировать жёсткость в вопросах иммиграции и борьбы с исламским экстремизмом, дабы не давать повод правым атаковать себя накануне выборов 2022 года. Предвыборный аспект во многом воздействует на решения, которые принимает французское правительство", - подытожил Куса.
Подтверждает слова эксперта и новая инициатива хозяина Елисейского дворца. Так, в четверг, 5 ноября, Макрон призвал пересмотреть правила Шенгенской зоны в сторону усиления защиты внешних границ Евросоюза.
"На фоне изменений по ситуации с угрозами мы решили значительно усилить наш пограничный контроль в Шенгенской зоне", – сказал он. По словам Макрона, на пограничном контроле будет увеличена численность полицейских, жандармерии и вооруженных сил, привлеченных к патрулированию на границе с 2,4 тысяч до 4,8 тысячи. Также президент Франции заявил, что представит соответствующие предложения по усилению контроля на границах в Европейский совет уже в декабре.
Очевидно, что Макрон собирается удержаться на посту президента на следующих выборах, использовав план того же "объединения нации перед общей опасностью", поэтому в ближайшее время Францию ожидает показательное усиление борьбы с терроризмом и ужесточенная миграционная политика. Впрочем, делаться это будет ни шатко ни валко, чтобы не отпугнуть либерального избирателя, который все равно будет играть ключевую роль на президентских выборах во Франции.