Уже месяц продолжается блокада украинско-польской границы, что наносит колоссальный ущерб бюджету нашей страны. Польские перевозчики, а также их коллеги из Словакии и Венгрии требуют отменить "транспортный безвиз" Европейского Союза для Украины, и это лишь усложняет ситуацию. "Апостроф" разбирался, чего на самом деле добиваются протестующие, и какой должна быть реакция украинского правительства.
От протеста к рейдерству
Представители польских транспортных компаний продолжают блокировать пропускные пункты на границе с Украиной. Эта акция тяжело бьет по нашей экономике, учитывая, что после начала полномасштабного российского вторжения именно автомобильный транспорт обеспечивает основную связь с внешним миром. Так, в ноябре экспорт украинских товаров сократился на 40%, в результате чего государственный бюджет потерял 9,3 миллиарда гривен таможенных платежей.
И пока решений, которые могли бы гарантированно возобновить движение через границу, найти не удалось. Наоборот, к акциям польских водителей угрожают присоединиться их коллеги из Словакии и Венгрии. Словацкие перевозчики уже несколько раз блокировали пункт пропуска "Ужгород-Вышне Немецке".
Протесты польских перевозчиков и их коллег из соседних стран ЕС являются следствием того, что интенсивность движения отечественных грузовиков через западную границу за последние годы значительно возросла. И это обусловлено причиной непреодолимого характера – войной.
"Из-за закрытия морских путей после российского вторжения значительно увеличился спрос на автомобильные перевозки, - пояснил "Апострофу" вице-президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины Владимир Балин. - В то же время, европейские перевозчики не слишком стремятся ездить в Украину из-за рисков, связанных с войной. Поэтому естественно, что украинские компании значительно увеличили объемы перевозок".
Беспрепятственному движению через границу с ЕС очень поспособствовало соглашение о "транспортном безвизе", заключенное в 2022 году. Первоначально оно вводилось сроком на один год – до 30 июня 2023 года. Позже оно было продлено еще на год. Поэтому по крайней мере до 30 июня 2024 года украинские грузовые автомобили могут беспрепятственно совершать рейсы в страны Евросоюза.
Соглашение о "транспортном безвизе" стало важным проявлением солидарности ЕС с Украиной на фоне российской агрессии. Оно значительно облегчило положение страны, которая с трех сторон охвачена линией фронта и вражеской блокадой. Однако транспортники из соседних стран смогли увидеть в украинских автомобильных перевозках конкуренцию и угрозу своим интересам. Дескать, расценки на перевозки у украинцев ниже, чем у поляков или словаков, и они отбирают часть рынка европейских перевозок.
"На самом деле, никакой конкуренции украинские перевозчики европейским не составляют, – говорит Владимир Балин. – Соглашение о "транспортном безвизе" прямо запрещает отечественным компаниям осуществлять перевозки внутри ЕС. Мы можем делать рейсы только из Украины".
То есть украинская фура не может взять заказ на перевозку груза, например, из Берлина в Рим. Начальная или конечная точка маршрута обязательно должна находиться в Украине.
"Конечно, нельзя исключать того, что найдутся хитрецы, которые, выехав с грузом в страны ЕС, найдут там дополнительный заказ, – говорит Балин. – И эти нарушения должны пресекать соответствующие контрольные органы стран ЕС. Однако пока нет информации о том, что такие случаи фиксировались".
Несмотря на то, что условий для конкуренции со стороны украинцев на европейском рынке нет, перевозчики из соседних стран все же требуют отмены режима "транспортного безвиза" для Украины и вернуться к старой практике выдачи лимитированного количества разрешений на пересечение границ ЕС. Соответствующие обращения перевозчики из Польши, Словакии и Венгрии уже направили в Еврокомиссию.
Впрочем, действия перевозчиков из соседних стран скорее напоминают не защиту собственных интересов, а попытку, воспользовавшись тяжелым положением Украины, осуществить рейдерский захват доли рынка, которую сегодня занимают украинские перевозчики.
"В случае, если Украина согласится на возвращение разрешений, нам выдадут их множество, - говорит Владимир Балин. - Но только двусторонних. А транзитных - ноль. Таким образом, наши машины смогут ездить только в соседние страны. Они хотят, чтобы наши перевозчики везли грузы на хабы вблизи границы, откуда их будут забирать уже их машины и везти к месту назначения, и наоборот - они повезут товары со всей Европы до хаба, откуда их будут забирать украинские машины. О том, что именно такой порядок является их целью, нам открыто заявляют и польские, и словацкие перевозчики".
Если их планы удастся реализовать, то отечественные машины смогут совершать только короткие рейсы за границу до приграничных хабов. Причем им достанутся все потери, связанные с задержкой и оформлением грузов на границе. в то время, как европейские коллеги смогут осуществлять беспрепятственные перевозки на большие расстояния внутри ЕС, пользуясь отсутствием внутренних барьеров.
"Такой порядок полностью уничтожит отрасль украинских международных перевозок", - резюмирует Владимир Балин.
Страсти в очереди
Еще одно требование польских протестующих касается пересечения границы пустыми машинами и работы электронной очереди.
"Суть проблемы состоит в том, что пустые грузовики задерживают движение в пунктах пропуска, – объясняет Владимир Балин. – По статистике, например, в пункте пропуска "Ягодин" 40-50% машин едут пустыми. Они замедляют движение общей очереди. Это мешает и польским, и украинским перевозчикам".
Для того, чтобы упорядочить движение через границу, Украина ввела электронную очередь для перевозчиков. Однако эта система пока работает в режиме эксперимента и вызывает нарекания со стороны пользователей.
Как и всякий новый программный продукт система изначально имела целый ряд недостатков, которые позволяли определенные манипуляции с очередью. Поэтому в течение года в сотрудничестве с перевозчиками программисты дорабатывали систему с тем, чтобы перекрыть возможности для злоупотреблений.
Впрочем, польские перевозчики, блокирующие движение на границе, интерпретируют трудности с внедрением электронной очереди как попытку украинской стороны их дискриминировать и предоставить преференции отечественным компаниям.
"В работе очереди действительно есть недостатки, – говорит Владимир Балин. – Однако фактов ущемления прав именно польских водителей мы не видим. Да, были случаи, когда машину выкидывали из очереди. Однако в большинстве случаев они связаны с тем, что владельцы машин пытаются схитрить. Например, машина еще до въезда в Украину регистрируется на выезд пустой. А уже здесь владелец находит груз на обратный рейс. Тогда система видит таможенную декларацию и выкидывает машину из очереди пустых. Ее нужно снова регистрировать уже как загруженную, что становится причиной задержки. Впрочем, точно таким же образом система при тех же обстоятельствах выкинет из очереди и украинскую машину".
Одним из решений, которые могут ослабить проблему пустого транспорта, является организация выезда на отдельных пунктах пропуска, где они не будут мешать движению загруженных машин. Первый значительный шаг в этом направлении уже сделан. Министерства инфраструктуры Украины и Польши согласились организовать движение пустых грузовиков вне электронной очереди через пункт пропуска "Угринов-Долгобычев", который до этого работал только для легкового транспорта и автобусов.
"Я думаю, что это шаг навстречу не только польским забастовщикам, но и украинским перевозчикам, - говорит Владимир Балин. - Надеюсь, выполнение этого требования побудит забастовщиков хотя бы отказаться от языка ультиматумов, снять блокаду и сесть за стол переговоров".
Еврокомиссия за нас
Тем временем, правительства Украины и Польши пытаются найти решение вопросов, которые учитывают интересы всех сторон.
"Совместно с Европейской комиссией и польским правительством мы наработали ряд мер, которые должны фактически удовлетворить протестующих и остановить протест, - заявил в эфире телемарафона заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры Украины Сергей Деркач. - Фактически эти мероприятия выполнены".
Однако польские перевозчики не соглашаются снять блокаду. Потому межправительственные контакты будут продолжаться.
"Нам нужно быть гибкими на переговорах, - сказал в комментарии для "Апострофа" министр инфраструктуры Украины в 2016-2019 годах Владимир Омелян. - Однако следует также помнить о том, что у компромиссов есть границы. Украина ни в коем случае не должна соглашаться на отмену "транспортного безвиза", который является важной частью европейской интеграции нашей страны".
В этом вопросе Европейская комиссия стоит на стороне Украины. По словам Сергея Деркача, на недавнем заседании Совета по вопросам транспорта, торговли и энергетики в Еврокомиссии большинство участников высказались за сохранение "транспортного безвиза" для Украины.
"Фактически каждая страна выступила с осуждением протестов, которые происходят на украинско-польской и украинско-словацкой границах, что приводит к экономическому ущербу для всего ЕС и точно не помогает Украине выиграть войну, - рассказал замминистра. - Были громкие заявления от некоторых стран ЕС и Еврокомиссии о немедленных мерах для польского правительства".
Впрочем, предстоит еще много работы, поскольку польские протестующие пока не подают каких-либо признаков готовности к компромиссу.
"Создается впечатление, что их требования направлены не на достижение договоренностей, а на блокирование самого процесса перевозок, - говорит Владимир Омелян. - Думаю, в этом деле нужно искать российский след. Это становится все более очевидным".
В связи с этим Украина должна проводить активную дипломатию сразу на трех направлениях.
"В первую очередь, конечно, нужно работать с правительствами соседних стран, - говорит Омелян. - Одновременно нужно апеллировать к Брюсселю, поскольку подобные акции являются ударом по единой политике ЕС. И нужно подключать Вашингтон, объясняя, что это не второстепенный вопрос. От него зависит жизнеспособность Украины и регулярность доставки, в том числе американской военной помощи".
Еще одним важным фактором, который может помочь разрешить кризис на границе, является польское общество. Ведь из-за блокады страдает не только украинская экономика.
"Многие польские предприятия страдают из-за задержки поставок, - говорит Владимир Балин. - Уже есть предприятия, которые вынуждены были остановиться, другие несут значительные убытки. Польский бюджет недополучает налоги. Эти проблемы нарастают, и мы надеемся, что это будет увеличивать готовность польской стороны все-таки сесть за стол переговоров и конструктивно договариваться о выходе из этой ситуации".