Польские фермеры готовят новую акцию по блокаде украинской границы. Теперь они намерены блокировать не только автомобильные пункты пропуска, но и железнодорожное сообщение между странами. Ответственность за этот фактически "промышленный терроризм" взял на себя профсоюз польских фермером "Солидарность". Почему поляки пошли на этот беспрецедентный шаг, который больно бьет как по украинской, так и польской экономике - в эфире Апостроф TV объяснил польский политолог, профессор факультета истории и международных отношений Университета Святого Иосифа в Бейруте ЯКУБ КОРЕЙБА.
- Как можно урегулировать ситуацию на украинско-польской границе?
- В рамках действующей системы в ЕС, и того, как устроен общий сельскохозяйственный рынок Евросоюза - эту проблему урегулировать невозможно. Всегда все будут недовольны. Потому что мы уже 30 лет как бежим от "совка" и тут "зрада" пришла откуда не ждали.
Читайте: Это не провокация, но есть одно "но": что должны сделать с польскими блокировщиками
Дело в том, что принятие Украины в Евросоюз невозможно в рамках существующей системы агропродукции. Либо надо отказаться от евроинтеграции, поддерживая эту порочную "совковую" систему, либо нужно эту систему реформировать, а в идеале уничтожить. Это система, в которой то, что покупает/продает/делает и не делает польский фермер - вообще не зависит от спроса и предложения. Это командно-директивная бюрократия - в Варшаве и Брюсселе решают, кто сколько зарабатывает и кто что продает. И когда появляется более качественный, дешевый и стабильный продукт - эта система приходит в такую панику, которую мы наблюдаем сегодня.
Украина 500 лет обеспечивала всю Европу своим зерном и не только, потому что Бог дал Украине такие условия - чернозем, климат и все прочее - что она может производить зерно для всей Европы лучше, дешевлее и стабильнее. То есть я как европейский потребитель жду украинское зерно и продукцию. Но тогда так называемым польским фермерам, материально зависящим от государственных трансфертов, то есть от моих налогов - придется искать другое занятие. И естественно, они хотят продолжать жить в своем "совке", когда то, как они живут, не зависит от того, нужно ли то, что они делают и производят, или не нужно - а все регулируется директивно-административными указаниями.
То есть либо мы возвращаетмся к свободному рынку, к игре спроса и предложения, либо мы будем содержать эту совковую систему. Но тогда надо Украине чесно сказать, что никакой настоящей интеграции и общего рынка не будет.
И это очень грустно, в том числе для меня как потребителя, потому что украинская продукция на польськом рынке для миллионов поляков выгодна. Это значит дешевле и лучше. Но для того класса, который сейчас ничего не делает и называет себя фермерами - означает необходимость поискать себе в жизни что-либо имеющее смысл.
И эта дискуссия только начинается, потому что таких абсурдов в Евросоюзе очень много. И я очень надеюсь, что по мере приближения Украины в общий рынок мы от этих абсурдов будем избавляться. Мы не смогли это сделать в рамках ныне существующей системы, поэтому единственная надежда на Украину.
- Мы ведь недавно разобрались с перевозчиками, блокировавшими движение фур, и вроде бы все наладилось. И здесь мы видим фото и видео высыпанного украинского зерна на асфальт. Для нас это еще и большой триггер, какой ценой достается нам этот урожай – когда мы видели кадры горящего зерна, когда мы знаем, сколько подрывается тракористов на полях. И здесь мы видим, что наше зерно фактически испорчено. Будет ли Польша в этой ситуации более строго разбираться в отношении виновных в этом преступлении? И, собственно, во что может вылиться эта ситуация?
- Я был воспитан так, что уважение к хлебу является очень важной ценностью. Меня так воспитали родители, что сколько бы у тебя денег не было, каким бы ты ни был большим человеком, то хлеб это святое... Когда моя бабушка брала буханку хлеба, то делала на нем знак креста.
Если для этих бандитов, которые беспредельничают на границе, хлеб уже не святое, то надо задуматься, какой культуры и какого сознания это люди и в чьих интересах они действуют. Прежде всего у них жадность, которая прикрывает тот факт, что без Украины не будет Польши, а без Польши - Украины.
Читайте: Польский министр извинился за инцидент с украинским зерном: это неправильная форма протеста
Без тесного сотрудничества, партнерства и настоящей тесной интеграции сначала московские сожрут вас, а потом нас. Жадность прикрывает то, что если Украина проиграет войну, то этих людей, которые сегодня устроили беспредел, будут грабить, наcиловать и сжигать их дома. Это в краткосрочной перспективе.
- Как мне кажется, поляки хотели этой акцией унизить наших фермеров, нашего зерна и нашего транзита. Хотя по сути Украина является заложником сложившейся ситуации. Насколько польская власть готова разобраться в этой ситуации справедливо и показательно наказать тех, кто осуществил этот перфоманс?
- Так вот, в долгосрочной перспективы все мы понимаем, что имеем дело с русской гибридной атакой. И естественно, русские никогда не будут вкладываться там, где нет соответствующей ситуации. А здесь ситуация есть, потому что наши фермеры и в целом сельскохозяйственный рынок Польши работают в совершенно абсурдных условиях. Поэтому россияне, чтобы вести против нас гибридную войну, используют все проблемы, которые существуют на нашей стороне. И это, как мы видим сегодня, работает.
Наши фермеры сегодня стали инструментом русской гибридной войны. И проблема не только в том, что это пласт людей, которые не хотят жить в XXI веке, а продолжают жить в глубоком "совке", а также и в том, что есть еще политическая надстройка в виде Аграрной партии. Эта партия правит больше 120 лет, а за последние 30 лет она была во всех правительствах, включая нынешнее, кроме двух.
А польское правительство в этой ситуации не будет делать ничего. Потому что если вы потеряете голоса второго по силе коалицианта, вы больше не премьер-министр, вы больше не большой начальник. Это очень грустная картина, но имеем то, что имеем.
Поэтому в данном случае польско-украинские отношения, наш союз, наше партнерство и интересы миллионов людей находятся в заложниках у нескольких десятков или сотен функционеров Аграрной партии. И они никогда не позволят правительству пойти против их электората.
– Да, Украина в этой ситуации является заложником зеленой политики ЕС. Но ведь запросы Польши должны быть в Брюссель. А сейчас они пытаются урегулировать свои вопросы ценой страданий украинских перевозчиков и фермеров.
- Все дело в том, что нет никакой свободной и честной конкуренции. Рынок Евросоюза - это бюрократический регулируемый монстр, где не имеет никакого значения кто и что делает лучше и дешевле, а имеет значение то, у кого есть сила действовать так, чтобы его правительство и Брюссель испугались.
Но надо понимать, что Польша и Украина никуда не денутся друг от друга, во-первых, и никуда не денутся от Евросоюза, во-вторых. Поэтому нужно договариваться в рамках того, что существует. И нужно объяснять как польским, так и европейским политикам, что без Украины не будет не только процветания, прогресса и экономического роста в Европе. Без Украины вообще не будет Евросоюза. Если русские танки будут стоять на восточной границе Польши, то никто в Польшу ничего не инвестирует. Ни один разумный инвестор - что польский, что зарубежный - не инвестирует ни доллара, ни евро в польскую экономику, которая будет находиться в зоне действия русской артилерии. Поэтому эти вопросы надо разъяснять. И это будет длительный, болезненный процесс, потому что мы имеем дело с советским сознанием в брюссельском исполнении.
Смотрите: Вот такие "друзья": поляки режут тенты украинских фур с зерном, видео
- И еще такой вопрос. Фермеры показательно блокируют украинские продукты, а в то же время беспрепятственно идет на территорию Польши продукция из России и Беларуси. Что это за такие союзники?
- Жадность важнее честности. Мы живем в такие грустные времена, когда Польша из страны гусаров и уланов превратилась в страну жадных иждевенцев. И когда люди уже не только не умеют работать, но и не умеют думать. А это же не только зерна касается. Тут и уголь, и руда, и много чего поступает из оккупированных территорий. Все это знают, понимают, но закрывают при этом глаза, потому что на этом можно заработать.
Единственный выход из сложившейся ситуации - каждый день работать над тем, чтобы интересы Польши и Украины с точки зрения как обычных поляков, так и Европы в целом становились важнее.
- Как можно обезопасить украино-польскую границу от таких блокад, потому что она становится слишком чувствительна к любому недовольству со стороны Польши?
- Вопрос польско-украинской границы ключевой как для Украины, так и для Польши и нашей безопасности. Но вот с точки зрения людей, которые живут где-то далеко, в тим числе и европейских функционеров, принимающих решения - это не вопрос жизни и смерти, независимости и каких-то жизненных перспектив. Для них это чисто бюркратический технических вопрос.
Пока не будет политического решения, в котором Украина будет прочным элементом европейской конструкции - такие вещи будут происходить постоянно. На сегодняшний день вопрос интеграции Украины в ЕС, а также польско-украинские отношения - это предмет некой политической игры. То есть что-то можно продать, если это выгодно. И такого рода взрывной потенциал используется Россией для ведения гибридной войны. И пока не будет политического решения на Западе - мы будем постоянно сталкиваться с такими вещами. И в польско-украинские отношения русские бьют сильнее всего.
Вот в чем интересы поляков сегодня? Мой интерес как поляка и гражданина - покупать дешевую качественную продукцию. Плюс к этому видеть Украину в качестве конструктивного и близкого партнера. А то, что интересы кучи бандитов расходятся с интересами миллионов поляков - не означает, что в этом интерес Польши. Хорошая продукция и безопасная граница - в этом интерес Польши. А то, что мы видим сегодня на границе - абсолютно точно не в интересах Польши.
- И напоследок вопрос об интервью путина Карлсону, в котором прозвучали заявления по Польше. Как вы их расцениваете?
- Я здесь не вижу никакого пространства для дискуссии. Если бы моим государством управлял Нетаньяху или Эрдоган, в ответ на такое мы бы им отхаймарсили порт в Балтийском море, и я бы тогда считал, что произошел честный и равный обмен аргументами.
А в целом это меня не удивляет. Я достатоячно времени провел в Москве, чтобы понимать, что они ненавидели и будут всегда ненавидеть Польшу - за то что она развалила им империю, а сейчас не позволяет и никогда не позволит им достигнуть их целей. Пока существует Польша и поляки - этого не произойдет никогда.
А в плане моральном или этическом - чем Гитлер не подходит на роль героя современной рф. И хочу отметить, что все россияне патологические и клинические антисемиты. Больше того. там даже люди с еврейским бекграундом - это тоже антисемиты. Например, какой образ еврея транслирует Соловьев. Это именно тот образ, который существует в голове у его чекистских начальников.
И главное, все порочные суждения, которые у них есть, не случайны. Потому что такой запрос. Чтобы кого-то можно было обвинить и все свои проблемы решить за счет других. Мол, не мы виноваты, потому что неспособны, а виновен кто-то другой. И самое простое у них - обвинить тех же евреев. И я не удивлюсь, если там скоро начнутся погромы.
И тот факт, что среди фронтменов пропаганды Познер, Шейнин, Норкин, Соловьев - это тоже не случайность. Ведь когда они уже проиграют окончательно, выйдет какой-нибудь Патрушев или другой чекист и скажет: "А вы знаете, мы такие бедные и наивные русские, а нас обманули жиды, и это они виноваты и их надо наказать, а не нас". Это все часть их стратегии и путин такой же примитивный антисемит, как и все эти недоученные, недовоспитанные, некультурные люди, которые сейчас правят в Москве.
- Удалось ли путину этим интервью изменить мнение западного обывателя о себе?
- На Западе прежде всего видят в россии огромный ресурс и прибыль для себя. А те моральные принципы, на которые ссылаются наши американские и европейские друзья - не более чем некий инструмент пропаганды.
Да это интервью должно было бы изменить отношение Запада к россии. А Буча, Ирпень, Бородянка, Мариуполь и Бахмут разве не должны были? Ведь гораздо более важно, что московские делают, а не говорят.
Дело в том, что для нас с вами это вопрос жизни и смерти - а для американцев чисто коммерческий вопрос.
- Появилась информация, что Польша может получить ядерное оружие по программе НАТО. Успокоит ли это путина в его стремлениях?
- Если мы хотим серьезно подойти к вопросу защиты и безопасности, то с таким соседом нет другого выхода. Если там президент и многие представители политической элиты постоянно угрожают соседям ядерным оружием, то нужно принимать соответствующие параллельные соразмерные меры. Пока у нас не будет ядерного оружия, безопасность Польши всегда будет под вопросом. И кроме ядерного оружия другой меры нет, пока это оружие есть у Москвы.
Для того, чтобы обезопасить и упрочнить центральную и восточную Европу - есть две меры. Либо ядерное разоружение рф, либо ядерное оружие в Польше. Естественно, что второе сделать гораздо проще, дешевше и быстрее. Другого выхода нет.
Читайте: Путин дал Карлсону антиукраинское интервью: главные тезисы