Демонстрацией во время обращения к Федеральному собранию РФ видеоролика с первыми испытаниями стратегического ядерного ракетного комплекса "Сармат" Владимир Путин попытался агрессивно ответить США, которые, по словам министра иностранных дел России Сергея Лаврова, "готовят вооруженные силы стран Европы к применению тактического ядерного оружия против России". Кроме того, Путин роликом с ракетой, "летящей" в сторону Соединенных Штатов, пытается психологически давить на европейцев и демонстрирует российским избирателям свою силу. Такое мнение высказал "Апострофу" российский журналист и публицист Леонид Радзиховский.
Заявления Путина и Лаврова, с моей точки зрения, дополняют друг друга. Это угрожающая агрессивная риторика на тему "кузькиной матери". Лавров, естественно, фигура несамостоятельная, поэтому значение имеет только рекламный ролик "Покупайте "Сармат", который показал Путин. Смысл этого действия может быть разный.
Первое: предвыборный. Как известно, в России нет выборов, но формально избирательная процедура все-таки есть. И в рамках этой избирательной процедуры Путин сегодня и произнес всю свою речь. В первой части он рассказывал, какие пряники принесет народу. А во второй части он "обнажил торс" и демонстрировал, какие мы несокрушимые, непобедимые, как мы их "Сарматами" закидаем.
По расчету Путина и его политтехнологов, очевидно, обе части должны равно понравиться населению. Первая – выделить слюну. Вторая – выделить тестостерон от национальной гордости и хвастовства. При этом вторая часть выступления Путина абсолютно бессмысленна. Поскольку в первой части своего выступления Путин сказал: проблема России - не в том, что нас кто-то может захватить, завоевать, отнять у нас территорию; проблема России - в нашей технологической отсталости. Во второй части демонстрируется (нацеленное на США, - "Апостроф") оружие, которым мы можем уничтожить, раздавить, разгромить именно тех, кто нас не собирается захватывать, кто на нас не собирается нападать и кто не является стратегической проблемой для России, как следует из первой части.
Но понятно, что эти маленькие противоречия абсолютно никакого значения не имеют. А значение имеет то, что в первой части я обещаю, во второй – хвастаюсь. И то, и другое вам должно нравиться. Это первый посыл Путина, обращенный абсолютно не к американцам, не к жителям штата Флорида, которых мы этими "Сарматами" можем уничтожить, а исключительно к своим избирателям.
Предвыборное выступление бессмысленное. Потому что, если бы Путин вообще ничего не сказал, то результат так называемого голосования был бы ровно тот же самый. И не только в том плане, что Путина, естественно, выберут 18 марта, но даже по цифрам. Я думаю, что своим выступлением он ничего не добавил ни к своему рейтингу, ни к числу тех, кто придет голосовать. Но ритуал есть ритуал. Собчак выплескивает стакан воды в лицо Жириновскому, Путин выплескивает "Сармат" в сторону Флориды – у каждого свои избирательные технологии.
Второй ответ о смысле заявления: это обращено не только к российскому избирателю, но и, действительно, к нашим неуважаемым западным партнерам. Вы нам санкции, вы наших спортсменов на Олимпиаду не пускаете, вы с нами разговариваете как с какими-то чуть не уголовниками, мировыми агрессорами? Так получите в ответ! Получай, фашист, гранату! То есть это игра на пиар-агрессию, пиар-повышение ставок, пиар-гонку вооружений.
И третий ответ: это не только пиар-гонка вооружений, а и способ психологически давить на "жалкие и трусливые" европейские элиты. Упование на то, что европейцы при виде этого ролика затрясутся, полезут под стол и будут жалобно хныкать, обращаясь к маме Меркель и папе Макрону: защитите и спасите нас, договоритесь с ним, успокойте его, пусть он не размахивает своими "Сарматами".
Я думаю, возможны три этих посыла, и они абсолютно не исключают один другой.