RU  UA  EN

вторник, 5 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 44.40
НБУ:USD  41.05
Мир

Навальный не собирается умирать, но Путин уже решил его судьбу - Илья Пономарев

Если Навальный не прекратит голодовку, его будут кормить принудительно

Если Навальный не прекратит голодовку, его будут кормить принудительно Фото: Ярослав Радионов / Апостроф

Кремль делает все, чтобы убрать дело осужденного оппозиционера Алексея Навального из повестки россиян. И, похоже, весьма успешно, потому что поддержка людей на акциях за Навального угасает. Что касается здоровья политика, то оно ухудшается. В ближайшее время Алексея могут перевести на принудительное питание. Об этом в эфире Апостроф Live на Апостроф TV рассказал депутат Госдумы РФ V и VI созывов ИЛЬЯ ПОНОМАРЕВ.

- Каков ваш прогноз по тому, как будет продвигаться дело Навального?

- Да никак. К сожалению, в России нет традиции защищать своих политзаключенных. Этим занимаются только профессиональные правозащитники, и поэтому мы видели, что, несмотря на то, что последний ролик Навального посмотрело более ста миллионов человек, на митинг даже 500 тысяч подписей не смогли собрать за полтора месяца, чтобы за Навального вышли.

А сколько вышли по факту? Около 50 тысяч. Это показывает настроение российского общества, и, к сожалению, власти это очень хорошо понимают. Они это уже неоднократно видели на примерах Ходорковского, Удальцова, Лимонова. Они исходили из того, что так же будет с Навальным. К сожалению, они оказались правы.

- Влияние ЕСПЧ будет иметь какую-то роль в этом вопросе? Расскажут ли по его требованию, в каких условиях содержат Навального?

- То решение ЕСПЧ, о котором вы говорите, с моей точки зрения, контрпродуктивное для того, чтобы мы как оппозиция смогли добиться для Алексея какого-то смягчения, врачей и так далее.

Самое важное в этом решении – оно типа экстренное, но они ставят срок до июня. В условиях, когда человек голодает и вопрос идет на дни. Какой сигнал в этой ситуации получают российские власти? О том, что дело будет рассматриваться постфактум. Решат они эту проблему путем допуска врачей – хорошо. Если начнут принудительное давление на Алексея, то европейцы будут разбирать это потом.

- В случае какого-то плохого разрешения этой ситуации? Идет ли речь просто о затягивании времени?

- Не дай Бог, конечно. Но я лично абсолютно уверен, зная Навального, что он не собирается умирать. Такого удовольствия Путину он вряд ли доставит. Вопрос в том, как он будет выходить из этой голодовки – совершенно непонятно. И сколько еще у него будет проблем на пути, потому что уже сейчас тюремные врачи начали ему внутривенно вводить глюкозу.

То есть следующий шаг – это принудительное кормление. Отказаться от этого заключенный не может, это обязанность врачей сохранять его жизнь таким образом. Поэтому какое-то время его таким образом будут мучить. Ведь сколько он сам продержится?!

- Политолог Дмитрий Орешкин считает, что российской власти абсолютно невыгодно терять Навального. Как вы думаете, они будут следить за его здоровьем или как?

- Я думаю, что российской власти наверху все равно по большому счету. Они будут разыгрывать ситуацию, как бы она не закончилась. Конечно, я не хочу уходить в чисто циничные вещи и уподобляться Путину, который говорил, что не убивал Политковского, потому что ему это не выгодно. А было бы выгодно – убил бы и не задумался, да?

Но если, не дай Бог, с Алексеем что-то случится, Путину будут это все время припоминать. С другой стороны, ему будут припоминать и припоминают войну с Украиной, эскапады в Сирии, Беслан, Норд-ост и много других вещей, в которых он вел себя не оптимально - и чья кровь в итоге у него на руках. Будет еще один эпизод, который ему будут вспоминать.

Есть пример Магнитского. Есть и дело, и преследование, и так далее, но это в конечном итоге касается каких-то исполнителей, которые были в этом замешаны. А их главная крыша в Кремле как чувствовала себя нормально, так и чувствует. Поэтому это прогноз того, что будет, если, не дай Бог, с Алексеем что-то случится.

С другой стороны, если с ним не случится ничего, то он будет сидеть очень долго. Кремль ставит на то, что про него подзабудут, о нем будет помнить только небольшая группа его сторонников, которая все больше и больше будет превращаться в маргинальную секту.

- Есть ли перспектива у оппозиционных митингов без Навального?

- У Навального вообще в России не было такого опыта и репутации человека, который сам собирает большие митинги. Все большие митинги собирались тогда, когда была какая-то коалиция вокруг какой-то проблемы. То, что мы видим сейчас, подтверждает, что его сторонники не в состоянии вывести большое количество людей на площади.

Чтобы как-то повлиять на судьбу Навального, необходимо было, чтобы и зимой явка была в 10 раз выше. И сейчас нужно, чтобы в 10 раз больше людей выходило, но этого, к сожалению, не происходит. Люди выходят как раз в коалиционных ситуациях, а не за одного человека.

Конечно, митинги в России продолжатся. Но люди не будут понимать, когда и за что они выходят. Лучше всего люди выходят, когда это поводы социальные: пенсионная реформа или какие-то другие проблемы, которые касаются их лично, их кошельков, их детей.

- Смотрите, есть же ситуация с [бывшим губернатором Хабаровского края Сергеем] Фургалом. Это был протестный митинг или все-таки за личность?

- Это был протест против вмешательства Москвы в местные дела. И это как раз пример того, про что я говорю. Это пример, когда его никто не собирал. Тот же самый Фургал говорил: ребят, тихо, все спокойно. ЛДПР – его партия – это фактически скрытая путинская пятая колонна. Она фактически этого особенно не скрывает, и Жириновский там был. Нового губернатора там тоже прислали из этой же партии – господина Дегтярева. Ну и что? Люди все равно выходили, потому что поводом была не личность Фургала. Он, конечно, был сравнительно популярным губернатором. Но самое главное, что он воспринимался, как свой, как человек из этого города, который пытается что-то сделать, который независим от Москвы, которого они избрали, независимо от Москвы. И вот Москва грубо его взяла и сняла. Против этого был протест.

- Вспомним историю о дворце. Это разве не социальная проблема, из-за которой люди захотят выйти, глядя на разрыв между собственной жизнью и тем, что мы видели на видео.

- Совершенно верно. Собственно, это была причина того, что хотя бы кто-то выходил, когда был призыв. Я думаю, что Алексей специально его опубликовал. Он и возвращался сейчас, потому что понимал, что у него в руках такой большой материал, который может мобилизовать людей. Соответственно, он думал, что власти не посмеют его посадить и отпустят, как было до того.

Люди один раз вышли, потому что была социальная повестка в этом видео. Именно поэтому явка в регионах была сравнительно большей, чем она была в Москве. Это говорит о том, что сработала социальная повестка, а не правозащитная, которая была в тот момент времени. Но продолжения то какого-то нет. Не будешь же делать этот ролик каждый день.

То, что Путин и его окружение воруют и обогащаются, а в стране колоссальное неравенство - для людей не новость. Надо сделать следующий шаг и говорить о том, как с этим справиться, а не как поменять одних кровопийц на других.

Читайте также

У ног Путина: почему Тбилиси отворачивается от Запада

Из-за принятия закона Грузия рискует остаться в полной международной изоляции

Российская игра престолов: что задумал Путин, сместив Патрушева и Шойгу

Путин явно хочет, чтобы Россия окончательно перешла на военные рельсы

Россия зарабатывает миллиарды на нефти: как перекрыть этот "кран"

Запад должен ужесточить санкции против России, чтобы лишить ее большей части черных доходов