Задержание в Минске белорусского оппозиционера Романа Протасевича, летевшего рейсом ирландского лоукостера Ryanair из Афин в Вильнюс, с принудительной посадкой в аэропорту "Минск" - никак не повлияет на отношения Евросоюза и Беларуси. Европа ограничится высказываниями озабоченности и символичным запретом на въезд чиновникам из Беларуси. Дело в том, что Западу и Москве выгоден Лукашенко, сидящий на двух стульях - все от этого имеют прибыль. А тем временем в Беларуси работает конвейер, который перемалывает всех несогласных с властью. Об этом "Апострофу" рассказал проживающий в Украине белорусский журналист Денис Стаджи.
- Что, по вашему мнению, произошло в воздушном пространстве Беларуси с самолетом Ryanair?
- Это классическая операция спецслужб. Я даже склонен думать, что они могли бы так взять любого оппозиционера, который возвращался бы таким образом из Греции в Вильнюс. То есть это мог бы быть не обязательно Протасевич, ведь очень много людей объявлены в розыск белорусскими силовыми структурами.
- Эту операцию называют актом воздушного пиратства. Вы согласны с таким определением?
- По большому счету, да. Есть все признаки того, что это – срежиссированная акция, которая ставила под угрозу жизни людей. Их задержали на несколько часов без воды и еды, не пускали в туалет. И вообще угрожать самолету истребителями над европейской страной – это мягко говоря, не очень. Особенно, если учитывать, что пассажиры говорят, что уже видели Вильнюс и их в последний момент развернули.
Есть еще один интересный момент, на который пока не обращают внимания. На том же самом месте, где был развернут самолет, много лет назад – в начале правления Лукашенко - по его приказу был сбит воздушный шар с американцами. Их занесло с территории Литвы, и шар просто расстреляли из вертолетов.
- Прокомментируйте реакцию штаба Светланы Тихановской.
- Ну а что они могут сделать. Призвали – "давайте выскажем еще несколько глубоких озабоченностей, еще раз пожалеем и скажем, какой диктатор нехороший". Но мы прекрасно понимаем, что эту проблему за белорусов никто не решит. Точно так же, как никто за украинцев не сделал Майдан. А высказать озабоченность, начать бесконечное разбирательство где-то в Европе – это всегда пожалуйста.
- То есть вы считаете, что никаких санкций против Лукашенко Европа не введет?
- Ну, она задекларирует очередной запрет на въезд чиновников – и все. Потому что надо понимать, что Лукашенко находится у власти 26 лет не только потому что он политик со звериным чутьем, но еще и потому что его режим и его сидение на двух стульях, конечно, выгодно и России, и Европе. Это такая серая зона, где негласно творятся дела, по которым имеют свою прибыль и европейцы, и американцы – в общем-то все.
- Есть мнение, что Лукашенко является "фронтменом" Путина и такая деятельность "Бацьки" негативно скажется на отношениях Путина и Запада. Вы с этим согласны?
- Нет. Я считаю, что репутация Путина и без Лукашенко хуже некуда. Но мы видим, что Германия сама лоббирует "Северный Поток-2", потому что ей это выгодно. Европа декларирует демократические принципы, но к сожалению, когда дело доходит до денег и выгодности сотрудничества, декларации остаются только декларациями. Европа очень не любит Путина, но она питается из российского и белорусского сырья.
Будет много громких заявлений, но мало реального эффекта. Cмотрите – Европа до сих пор не ввела реальных экономических санкций против Беларуси, даже американцы ввели больше. А Европа закрыла въезд белорусским чиновникам. Для Лукашенко до 2016 года был запрет на въезд. Ну и что?
- Сейчас появляются статьи белорусских оппозиционеров с вопросом "почему мы не победили?" Означает ли это, что белорусский народ понимает безысходность ситуации? Может, стоило в августе прошлого года начинать жесткую фазу противостояния – и тогда бы революция победила?
- Сразу отвечаю на второй вопрос. Да, конечно. Только так и надо было.
Но я лучше расскажу вам анекдот – и это будет лучшим ответом на первый вопрос. Стоит стул, в нем торчит гвоздь. Подошел русский, сел, вскочил, выругался матом, вырвал гвоздь и выкинул. Пришел украинец, сел, вскочил, выругался матом, вырвал гвоздь, положил в карман – пригодится. Подошел белорус, сел, поерзал и говорит себе – "а может, так и надо". Эта вечная покорность и толерантность белорусов к любой власти вечно их подводит. В этом плане украинцы, на мой взгляд, заслуживают куда большего уважения.
- Как вы считаете, возможна ли горячая фаза противостояния?
- Нет. Люди устали. Настоящие активисты либо уже по тюрьмам, либо уехали из страны. Повтор возможен лет через пять. Мы видим усталость и разочарование.
Посмотрите, что происходит сейчас - силовые структуры просматривают видеозаписи за август-сентябрь и при помощи распознавания лиц вычисляют людей, узнают их фамилии, потом начинаются суды. Сейчас работает конвейер, который перемалывает всех, кто выходил тогда на улицы. Об этом открыто пишут сами власти – "найдены очередные участники несанкционированных акций, идут процессы".