Итоговая пресс-конференция президента РФ Владимира Путина показала, что Кремль не оставляет попыток подчинить себе Украину. Поэтому Россия предъявила ультиматум США и НАТО, пытаясь выторговать себе лучшие условия у Запада. Но имперские замашки Путина имеют лишь один конец - крах российского государства. Об этом в эфире программы "Руно" на Апостроф TV рассказал российский политолог и публицист АНДРЕЙ ПИОНТКОВСКИЙ.
- У меня такое впечатление, что вся эта конференция была построена по типу: "Давайте мы сейчас поговорим о переразделе мира, потому что то, что происходит последние 30 лет меня не очень устраивает, а Украина иди сюда".
- Основная стратегическая цель Путина - подчинить себе Украину. А стратегию своих действий он постоянно меняет. Если удастся заставить капитулировать мирными средствами - прекрасно, если нет, то он готов пойти воевать.
Его спросили прямо: "Вы готовы отдавать приказ стрелять в украинцев?". И фактически он ответил на этот вопрос "да", потому что после этого он не сказал "нет", а стал долго объяснять, что украинцы сами стреляют в жителей Донбасса: "Я должен защищать российских людей, тем более граждан уже моего государства".
Кстати, это было самое резкое по отношению к Украине выступление, по-моему, за всю его деятельность. Как всегда он отрицал факт украинской государственности - "ну это какое-то искусственное образование придуманное Лениным", - и так далее.
Он так распоясался благодаря невнятной и нерешительной реакции американского президента и особенно его советника по национальной безопасности - на ультиматум. Он же похвастался, что в начале января они уже будут с американцами в Женеве обсуждать "наши" предложения. А какие предложения? Их невозможно обсуждать, потому что шапка, в которую заворачивает свои требования Путин - это обеспечение безопасности России. Но России никто не угрожает, нет никаких ядерных ракет с 5-минутным полетом в Москву.
Все его предложения, откровенно говоря, о том, что все бывшее советское пространство - это зона исключительно его влияния. Его амбиции пошли дальше. Он же в проекте соглашения с НАТО требует возвращения НАТО к рубежам 1997 года. Значит, и Восточная Европа ему тоже подчиняется.
Это предложения невозможно обсуждать. Что значит обсуждать? Значит обсуждать какую-то степень зависимости этих стран от "Российской империи". Это противоречит всему тому, за что Запад боролся в течении 50-ти лет Холодной войны и противостоял экспансии Советского Союза. А согласие на переговоры по путинскому проекту договора - это громадная политическая ошибка американской администрации, которая как я надеюсь, может быть исправлена в ближайшее время, потому что курс Байдена-Салливана встречает резкое сопротивление, как внутри администрации Байдена со стороны Государственного секретаря и министра обороны, так и, тем более, в Конгрессе, истеблишменте, в прессе, в государстве целиком.
А на итоговой пресс-конференции, такой наглейшей, Путин только усиливает серьезные подозрения на счет своих планов и в самое ближайшее время администрации Байдена придется скорректировать свой курс.
- Где-то месяц назад мы с Вами общались и вы сказали, что у Путина нет шансов выиграть войну. Но то, что он готов ее развязать - он четко артикулировал, четко дал понять это. Американцы испугались? Почему этот курс не корректируется?
- Первая уступка - это встреча в Женеве. Путин выжал из него какую-то фразу о Минских соглашениях - для него очень важно подключить Америку к давлению на Украину, чтобы вы приняли его интерпретацию Минских соглашений и легализовали в своем политическом поле вот этот бандитский анклав. Ну это же удалось переиграть украинской дипломатии и тому же американскому истеблишменту.
Ведь визит Зеленского в США прошел на совершенно другой ноте, там уже не открывал рот Байден о Минских соглашениях, было подписано оборонное соглашение. Замечательным движением в этом направлении была Хартия стратегического сотрудничества, подписанная Блинкиным и Кулебой.
Но Путин не успокоился. Три месяца из каждого московского чайника звучало, что вот-вот будет встреча Байдена-Путина. И мы получили видеосвязь. И Путину снова удалось каким-то образом запудрить мозги Байдену и снова он что-то залепетал про Минские соглашения - это Путин чрезвычайно одобрил и выкатил такой вот ультиматум.
Он как последний Чингизид потребовал расширить свои границы до завоевания Батыя в 70-х годах ХІІ века. Максимально Монгольская империя продвинулась тогда до Кракова. Вот он чувствует себя наследником Чингизидов, таким последним ханом великой империи.
Единственная реакция Запада могла бы быть простой - человек сошел с ума и мы никогда не будем обсуждать такие вещи. Но такой линии держится до сегодняшнего дня только Генеральный секретарь НАТО Столтенберг и ваши союзники в Европе, которые видят себя в качестве первой жертвы. Но Байден реагирует очень невнятно и это толкает Путина на дальнейшие авантюры.
- Что Китай отожмет в ответ на беспрецедентное всеобъемлющие сотрудничество с Россией?
- Как же беспрецедентное. Прецедентное, Московия была в составе монгольской империи примерно два столетия - и Китай, и Московия в составе одной и той же империи. Китай играет беспроигрышную игру. Никогда китайцы не высказывались относительно конфликтов Путина в Европе, его проблем с НАТО. Они же не признали до сих пор аннексию Крыма. И они придерживались довольно независимой позиции. А тут на днях министр иностранных дел Китая разразился, что ему кажутся справедливыми требования, которые Путин предъявляет к Западу. И вот тут два драйвера такого наглого поведения Путина: это слабая реакция Байдена и неожиданное поддакивание Китая.
Китай по очень простым прагматическим причинам толкает Путина на максимально жесткое столкновение с Западом и США, потому что в любом случае Китай выигрывает, если Запад продолжит капитулянский дрейф и оставит Украину, то это будет таким вдохновляющим примером для Китая, вернее для всех союзников США в Тихоокеанском регионе, которые не будут уже больше никогда доверять Америке. Китай спокойно возьмет Тайвань, без всякого сопротивления.
Если же, как я надеюсь, в ближайшую неделю, с Байденом проведут такую-же работу, как вы ее провели между Женевой и саммитом с Украиной в сентябре - то он пойдет на серьезное сопротивление путинской агрессии и Путин потерпит поражение. Это приведет к падению режима и, как всегда, к ослаблению российского государства. И Китай спокойно осуществит свои совершенно справедливые, реальные претензии по жестоким колониальным договорам ХІХ века - это громадная территория от Владивостока до Байкала.
То есть Китай получает в одном случае приз - Тайвань, а в другом случае приз - Сибирь. Даже не знает, что ему лучше. Поэтому он предельно заинтересован в агрессии Путина, и в жестком столкновении США с Россией.