RU  UA  EN

среда, 22 января
  • НБУ:USD 41.90
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.90
Мир

Протесты в Казахстане: кому это выгодно и вмешается ли Россия

Илия Куса разложил по полочкам ситуацию в Казахстане

Илия Куса разложил по полочкам ситуацию в Казахстане Алматы, Казахстан Фото: Getty Images

Поводом для протестов в Казахстане стало существенное повышение цен на сжиженный природный газ, добываемый в стране. На волне недовольства казахского народа развернулась борьба внутриполитических кланов. Какие последствия будет иметь народный бунт и кому геополитически может навредить дестабилизация Казахстана - в эфире Апостроф Live на Апостроф TV рассказал эксперт по вопросам международной политики и Ближнего Востока ИЛИЯ КУСА.

Что вы думаете о событиях в Казахстане? Насколько это неожиданно для государства?

— Спрогнозировать где, когда и как возникнут протесты, в какой стране, в принципе невозможно. Мало кто вообще надеялся на протесты, но стоит сказать, что фон, на котором все это происходит, в принципе вполне закономерен. Вместе с коллегами мы еще в 2020 году прогнозировали, что именно социальная радикализация людей в ковидный и постковидный периоды, а также социальное и экономическое неравенство — это два ключевых тренда, которые будут характерны для многих стран мира, когда они будут выходить из коронавирусного кризиса.

В Казахстане социально-экономическое неравенство очень сильно ощущалось, потому что значительная часть людей считала и чувствовала себя бедными. По их мнению, это несправедливо, что в богатой нефтью и газом стране многие жители живут очень скромно.

Поэтому то, что поводом для протестов стало повышение цены на газ - не удивительно. Но сейчас, на мой взгляд, в этой ситуации внешний фактор играет минимальную роль, пока. Здесь больше внутренней политики, потому что на все эти протесты также наслаивается многолетняя проблема Казахстана — политическая клановость, которая для него характерна, и борьба разных групп элит. Здесь сейчас речь может идти о борьбе между, например, командой нового президента Токаева и командой экс-президента Назарбаева на фоне охвативших сейчас протестов, в частности, Алматы.

— Насколько Токаев заинтересован в том, чтобы сейчас ситуация накалялась? Или чтобы все это прекратилось?

— Вы, вероятно, заметили, что нет никаких лозунгов против Токаева. Есть лозунги о том, чтобы убрался Назарбаев и его команда. Я думаю, что президент не заинтересован в том, чтобы ситуация выходила из-под контроля. Я думаю, что казахские власти будут делать все, чтобы избежать жертв, потому что это первое, что радикализирует любой протест.

И вообще контролировать протесты довольно сложно, и я не думаю, что этот протест он контролирует. Прямо сейчас для нынешнего президента, если протесты утихнут быстро, это будет комфортный повод найти виновных среди, например, старых элит и соответственно принять определенные кадровые решения.

Они уже состоялись: правительство отправлено в отставку, арестован директор газоперерабатывающего предприятия в Мангистауской области, уволен госсекретарь Крымбек Кушербаев, который был одним из сторонников Назарбаева, его заменили на человека, которого связывают с Токаевым.

То есть мне кажется, что сейчас все это будет прежде всего о внутриполитической борьбе. Если кризис затянется, будут жертвы, он станет более радикальным, тогда я не исключаю и вмешательства внешних сил, потому что дестабилизация Казахстана не выгодна Китаю и Российской Федерации.

Что может спровоцировать радикализацию? Кому из внешних игроков может быть выгодна дестабилизация ситуации в Казахстане?

— На самом деле, в Казахстане коммерческий интерес есть со стороны многих стран: российские, британские, американские компании там работают на многих нефтегазовых залежах. Мне кажется, что дестабилизация сама по себе никому не выгодна. Другое дело, что политические изменения могут быть выгодны Западу, которые хотели бы видеть во главе Казахстана более лояльное, прозападное правительство. А россияне давно уже недовольны националистической риторикой казахской власти, которая началась еще при Назарбаеве — дерусификации многих регионов. Демократические тенденции в Казахстане такие, что часто этническое русскоязычное население уменьшается очень сильно.

Для Китая Казахстан ключевое звено в их "Шелковом пути" через центральную Азию. Поэтому если ситуация будет выходить из-под контроля, Россия и Китай будут первыми будут пытаться помочь действующей власти.

Со стороны Запада я большой реакции не ожидаю, потому что мы видим, что США и страны Европы сейчас слишком погружены в свои внутренние дела.

Читайте также

У ног Путина: почему Тбилиси отворачивается от Запада

Из-за принятия закона Грузия рискует остаться в полной международной изоляции

Российская игра престолов: что задумал Путин, сместив Патрушева и Шойгу

Путин явно хочет, чтобы Россия окончательно перешла на военные рельсы

Россия зарабатывает миллиарды на нефти: как перекрыть этот "кран"

Запад должен ужесточить санкции против России, чтобы лишить ее большей части черных доходов

Новини партнерів