Между Россией и Казахстаном начались экономические войны. На днях российский суд закрыл важный терминал для экспорта нефти из Казахстана в Европу. Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) прекратит деятельность на 30 суток, мол, есть некоторые нарушения. Казахстан имеет большие запасы нефти, однако но экспорт осуществлялся через терминал в Новороссийске. Недавно между Казахстаном и россией возникли разногласия из-за войны в Украине. В частности, президент Казахстана Токаев заявил, что вряд ли признает независимость так называемых "ЛДНР". А 8 июля Токаев озвучил решение о выходе Казахстана из соглашения СНГ о Межгосударственном валютном комитете.
Сможет ли Казахстан экспортировать нефть в обход россии и почему Казахстан начал уходить от влияния рф - на эти вопросы в эфире Апостроф TV ответил дипломат РУСЛАН ОСЫПЕНКО.
— Что означает этот конфликт между россией и Казахстаном? Будет ли россия мешать Казахстану прокладывать трубу не через Новороссийск, а в обход рф?
— Сейчас идет фактически отсоединение Казахстана от россии. Казахстан проходит тот же путь, который проходила Украина лет 15-20 назад. Вы помните, когда нам перекрывали транзит в 2009 году, когда были экономические войны, не давали нам сахар завозить и другие продукты? Это все начало экономической войны. То есть это фазы отсоединения Казахстана от россии.
Что касается нефти, то через Каспийский трубопроводный консорциум, выходивший в Новороссийск, Казахстан поставлял две трети своей нефти. Это где-то 55 млн тонн. Россияне уже третий раз за последние несколько лет закрывают этот КТК, а это огромный ущерб для Казахстана. Россия этим пользуется, она фактически демонстрирует, кто в доме до сих пор хозяин, или пытается это демонстрировать. Казахстан понимает, что это не просто так, то там снаряды нашли времен Второй мировой, то шторм был, теперь по экологическим причинам они закрывают, чтобы чистить трубу. Последнее закрытие принесет ущерб Казахстану на 500 млн. Безусловно, это серьезный ущерб для страны.
У страны нет другой инфраструктуры, россияне это знают. И они нарочно ее перекрывают. Это экономическая война.
— Аналогичные войны были, кажется, с Белоруссией, с Молдовой, с Грузией.
- Со всеми соседями. Таким образом, создавая проблемы и затем вроде бы регулируя их, россия демонстрирует свою роль и место на территории СНГ. Вы все подчиняетесь мне, все трубопроводы и торговые пути идут через мою территорию в Европу. Поэтому если вы не будете подчиняться, мы перекроем вам эти пути.
– Это ответ на санкции, на эмбарго?
– Нет. Казахстан совершил, мне кажется, большую ошибку. Токаев открыто, откровенно заявил в беседе с главой Евросовета Шарлем Мишелем, что Казахстан готов начать поставки казахстанской нефти на европейский рынок. Что это значит? Этот рынок за российской нефтью. То есть фактически он сказал, что готов потеснить россию с ее основным продуктом, наполняющим ее бюджет, предоставляя казахстанскую нефть. Ну и произошел взрыв на самом крупном месторождении Тенгиз, а затем перекрыли КТК вообще, чтобы не поставляли они нефть.
— Заигрывание Казахстана с Западом есть? Мы уже несколько недель обсуждаем заявления Токаева о непризнании "ЛДНР", других публичных оплеухах путина. Неужели Казахстан пытается сблизиться с Западом и уйти от россии, от ОДКБ? Или, возможно, сблизиться не с Западом, а с Китаем.
— Вы знаете, это не заигрывание. На мой взгляд, это стратегическая политика. Посмотрите на шаги, предпринимаемые еще предыдущим президентом Казахстана. Они же перешли с кириллицы на латиницу. Что это значит? Что он страну отрывал от культурного поля "русского мира", как говорится. Это самая болезненная вещь, которая прошла тогда тихонько, потому что Назарбаев знал, как обращаться с путиным. Он его хвалил всегда, рядом стоял на снимках, фотографировался, говорил, что россия их единственный партнер. В то же время он проводил свою национальную политику на пошаговое отсоединение от россии. Эту же политику продолжил новый президент.
Это не заигрывание, Казахстан просто уходит с этого поля. Он понял, что россия не предлагает ничего на будущее, это во-первых. Во-вторых, в качестве партнера она себя продемонстрировала никак. Вот посмотрите на конфликт в Нагорном Карабахе, когда на стороне Азербайджана выступила Турция, а на стороне Армении должна была выступить россия. И россия сказала: "Нет, вы регулируйте, по международному праву это территория Азербайджана. Давайте закончим войну". То есть фактически она отказалась от своих обязательств в рамках ОДКБ, хотя Армения очень просила и очень рассчитывала на то, что россия зайдет своими войсками и поможет им удержать этот Нагорный Карабах. То есть все. Россия потеряла лицо, она потеряла лидерство и не дает модель будущего, как будут развиваться страны, если они будут в каком-нибудь объединении с россией.
— В январе путин помог Токаеву подавить митинги в стране, введя в Казахстан так называемые "миротворческие войска" ОДКБ. Прошло несколько месяцев, и мы видим разрыв дружеских отношений.
– Это слабенькие аналитики в Москве просто, очень слабенькие. Если бы они посмотрели на ряд нюансов, проанализировали их, они бы поняли, что Казахстан – это, прежде всего, восточная страна. Не стоит ожидать каких-то эмоциональных вещей: я тебе помог, значит и ты мне помоги. Нет, страна будет действовать в своих интересах. Это первый момент.
Второй момент: если посмотреть на распределение нефтегазового сектора в Казахстане, которое фактически является экономической платформой для развития независимого государства Казахстана, то крупнейшие секторы принадлежат Китаю. Британцы добывают нефть, китайцы и где-то 10-15% - это "Роснефть" и другие российские компании. То есть сегмент россии в крупнейшем секторе — это как раз и судьба влияния россии в этой стране. Ну помогла она. Могла ли она рассчитывать на что-то, когда там есть большие инвесторы, вложившие больше средств, большее влияние? Безусловно, нет.
Как показала война в Украине, как показали события в Казахстане, им нужно тренироваться. Это они раньше были на Олимпе, приезжали и учили украинцев, как вести себя, дипломатии, выборы нам здесь проводили. Но они оказались никакими.
- Чиновники Казахстана регулярно встречаются с американскими коллегами. Может ли быть союз США и Казахстана, и каким он может быть?
— Безусловно, для США Казахстан очень важная страна. Во-первых, он находится между россией и Китаем. Во-вторых, там есть нефтяные запасы, где работают и Chevron, и Exxon. Chevron, например, имеет выход на Госдеп, там есть прямые и косвенные связи. То есть с экономической, политической, геополитической точек зрения эта страна чрезвычайно важна. Плюс она расположена в Центральной Азии, на которую предъявляют свои претензии Турция, Китай, россия. Бесспорно, если вы поддерживаете эту страну, вы играете свою игру на этой шахматной доске в Центральной Азии.
— То есть Казахстан мог пойти на столь существенную конфронтацию, только имея за спиной сильную поддержку. Они видят ее в США или Китае?
— У них не один партнер. Они имеют поддержку Китая с экономической точки зрения, потому что Китай вложил инвестиции. Они имеют поддержку Турции, потому что она проводит пантюркизм и формирует тюркский союз. Есть сотрудничество уже в военно-промышленном комплексе, сближение по многим направлениям политическим и экономическим. Ну и есть Соединенные Штаты Америки, о которых мы упоминали. Поэтому Казахстан довольно спокойно чувствует себя, а президент может делать такие заявления даже на Петербургском форуме, глядя в глаза путину.
— Еще один камень преткновения между россией и Казахстаном — это отказ предоставлять корабли для рф, которыми она стремилась вывозить украинское зерно.
– Я вам скажу, что не только корабли они отказались предоставлять. Россия теряет важнейшую территорию для параллельного импорта. Как мы сказали, Казахстан занимает очень важное геостратегическое положение. Через Казахстан россия хотела проводить параллельный импорт. То есть она хотела завозить первое, что ей нужно, — попавшее под санкции оборудование для нефтегазовой промышленности. Они хотели его заводить как казахстанское. Во-вторых, они переместили многие компании в Казахстан, чтобы вывести их из-под санкций, чтобы они там работали. В-третьих, Казахстан важен с точки зрения влияний. Если ты выходишь или тебя вытесняют из Центральной Азии, то ты теряешь всю Центральную Азию.
И сейчас Казахстан разрывает отношения даже в рамках СНГ. Если вы посмотрите в открытые источники, сегодня или вчера они разорвали одно из соглашений в рамках СНГ о межбанковском финансировании. То есть это демонстрирует, что Казахстан постепенно обрезает эти канаты, которые держали их на причале россии.