30 сентября Россия начала военную операцию в Сирии. Утром в среду Совет Федерации разрешил использовать российские войска за рубежом, а уже днем были нанесены первые авиаудары. По данным некоторых СМИ, целью российских бомбардировок в Сирии были не районы, занятые боевиками террористической организации ИГИЛ, а позиции оппозиционных действующему президенту Сирии Башару Асаду сил. По данным американской частной разведывательно-аналитической компании Stratfor, начав военную операцию в Сирии, Владимир Путин хочет заявить о себе, как о важном игроке на международной арене, а также заставить США пойти на уступки Кремлю не только по Ближнему Востоку, но и по Украине.
Утром в среду, 30 сентября, Совет Федерации РФ дал согласие на использование российских вооруженных сил за рубежом. Предложение было направлено Владимиром Путиным после обращения с просьбой о военной помощи президента Сирии Башара Асада. Глава Кремля подчеркнул, что Россия намерена проводить в Сирии только воздушные операции. Уже днем российские бомбардировщики нанесли авиаудары по сирийской провинции Хомс, в результате которых, по данным СМИ, погибли около трех десятков человек. При этом в США Россию обвинили в том, что самолеты РФ нанесли удары по местам дислокации сирийской оппозиции, а не террористической организации ИГИЛ.
Как считают специалисты американской частной разведывательно-аналитической компании Stratfor, такое развитие событий свидетельствует о том, что Россия намерена вступить в новую фазу диалога с Западом. Дело в том, что после начала российской военной операции в Сирии значительно возрос уровень дипломатической активности между Москвой и Вашингтоном. Госсекретарь США Джон Керри и его российский коллега Сергей Лавров провели в среду несколько личных встреч, говорится в отчете Stratfor, который имеется в распоряжении "Апострофа".
Для этого есть несколько причин. Первая состоит в том, что группировки повстанцев, чьи позиции в районе города Хомс начали бомбить российские самолеты, никоим образом не связаны с операциями против террористической организации ИГИЛ. "Впрочем, — говорится в отчете американских разведчиков, — РФ никогда не заявляла, что намерена ограничиться нанесением авиаударов по позициям ИГИЛ, а в решении Совета Федерации даже не указывается, что Сирия станет единственным местом проведения военных операций".
По словам специалистов Stratfor, начав военную операцию в Сирии, РФ пытается достичь несколько стратегических целей. Первая из них — оказание помощи нынешнему президенту Сирии Башару Асаду. Это необходимо Москве для того, чтобы, укрепив позиции действующего главы этой страны, заставить его оппонентов сесть за стол переговоров, считают в США.
Вторая задача имеет более широкую стратегическую цель. "После подписания ядерной сделки с Ираном позиции России на Ближнем Востоке ослабли. Поэтому, гарантируя удержание алавитов при власти, вне зависимости от того, будет их возглавлять Башар Асад или нет, это позволит РФ сохранить свою связь с алавитской частью Сирии. А это, в свою очередь, даст толчок более тесному сотрудничеству между Ираном и Россией в сирийском вопросе", — отметили американские аналитики.
Кроме того, подчеркнули в Stratfor, Москва расценивает начало военной операции в Сирии как возможность заявить о себе в качестве глобального лидера и важного игрока на международной арене. Приступив к нанесению авиаударов в Сирии, Россия отмежевала себя от Соединенных Штатов и их союзников по коалиции в борьбе с ИГИЛ. Кремль постоянно подчеркивает, что РФ — это единственная страна, которая действует в Сирии по согласию официальных властей государства. "В таком случае получается, что США и их союзники, которые воюют против ИГИЛ в Сирии, сами являются агрессорами", — сделали вывод в частной разведке.
Таким образом, пока что Россия находится на пути достижения большинства своих целей на Ближнем Востоке. Ее военная интервенция в Сирии значительно усилит позиции Башара Асада, а также обеспечит Москве место за столом переговоров по урегулированию ситуации в регионе. Более того, начав нанесение авиаударов, РФ поставила себя в один ряд с США в плане важности на международной арене. А это даст Кремлю важный рычаг давления не только на Ближнем Востоке, но и в переговорах по Украине, спрогнозировали в Stratfor.
"Москва надеялась, что, заставив Вашингтон начать переговоры по Сирии, ей удастся также обсудить военный аспект конфликта на территории Украины. Тем не менее, США отказались использовать диалог по Ближнему Востоку в обмен на сокращение своей поддержки Киеву. Таким образом, пока что Россия застряла в переговорах по Украине с представителями Европейского союза, в то время, как реальную угрозу для Кремля на Донбассе составляет возможное активное вмешательство со стороны Белого дома, который может принять решение по увеличению военной помощи Киеву и ужесточению экономических санкций в отношении РФ", — резюмировали американские аналитики. Поэтому, вполне вероятно, что Кремль будет продолжать военную операцию в Сирии для того, чтобы вынудить Белый дом пойти на уступки не только в Сирии, но и Украине.