RU  UA  EN

вторник, 5 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 44.30
НБУ:USD  41.00
Мир

Частная разведка США: как Трампу проучить Асада и не ввязаться в войну с Россией

Даже лучшая операция атаки неизбежно приведет к эскалации и умножению факторов просчета в запуттаном конфликте в Сирии

Даже лучшая операция атаки неизбежно приведет к эскалации и умножению факторов просчета в запуттаном конфликте в Сирии Президент США Дональд Трамп. Фото: EPA/UPG

Соединенные Штаты решили послать сообщение сирийскому правительству: Штаты не потерпят применения химического оружия. 6 апреля с американского корабля в Средиземном море были запущены около 50-70 высокоточных управляемых ракет. Целью для удара была выбрана расположенная возле города Хомс авиабаза правительственных ВВС Сирии, которая использовалась 4 апреля, как основной аэродром для атаки населенных пунктов в провинции Идлиб. Тогда в результате бомбардировки с применением химического оружия по различным оценкам погибло более 80 человек. Госсекретарь США Рекс Тиллерсон, комментируя применение химического оружия армией Асада заявил, что России не удалось выполнить свое обещание от 2013 – утилизировать химическое оружия сирийского правительства. Отметив, что это произошло либо из-за некомпетентности, либо из-за соучастия. В то же время, государственные СМИ Сирии отреагировали на удары США, назвав их актом агрессии – позиция идентичная кремлевской. Владимир Путин уже успел также увидеть в ударах по Сирии со стороны США "попытку отвлечь внимание мирового сообщества от многочисленных жертв среди мирного населения в Ираке".

Вместе с тем, как отмечают в частной разведке США Stratfor, решение о нанесении ударов только по одной авиабазе обозначает, что такая атака — лишь предупреждение, а не на начало крупной интервенции. По мнению аналитиков, дальнейшее развитие ситуации в регионе будет зависеть от реакции участников сирийского конфликта — лояльные силы могут, например, начать вмешиваться в операции США. Теперь пилоты США, работающие в этом районе, должны быть готовы к возможной эскалации ситуации, поскольку риски возрастают. А кроме того, как подчеркивают аналитики частной разведки США, реакция России также будет иметь важное значение для развития ситуации. Хотя Вашингтон заявил, что заранее предупредил Москву о нанесении удара, но российские СМИ опровергли это заявление. В любом случае, если бы на базе находились российские войска, они бы покинули этот район, признав его целью,отмечают в своем отчете эксперты частной американской разведывательно-аналитической компании Stratfor.

Днем ранее президент США Дональд Трамп рассматривал возможность военных действий в ответ на атаку с применением химического оружия 4 апреля в Сирии. По сообщениям СМИ, министр обороны Джеймс Маттис предложил Трампу несколько планов действия, которые можно разделить на две категории: карательный удар с целью сдерживания дальнейших действий и значительная попытка уменьшить арсенал сирийского химического оружия и средств его доставки.

Это не первый раз за последние годы, когда Соединенные Штаты пытаются составить такой список целей в связи с возможным военным ударом. В конце концов, Штаты и их союзники почти начали значительную военную операцию после химической атаки в Гуте (пригород Дамаска) в 2013 году, когда погибло 1700 человек. Эта ситуация тогда привела к тому, что администрация Барака Обамы оказалась на краю пропасти. А одним из ключевых факторов, который полностью изменил стратегическую ситуацию США в Сирии стало вмешательство российских военных в сирийский конфликт в 2015 году.

В 2013 году США имели более широкий список военных сценариев, которые можно реализовать в Сирии. Сегодня же возможности Штатов ограничены из-за российского присутствия — США не могут позволить себе случайно уничтожить российских военнослужащих во время ответной операции. Также Штаты не намерены начинать вооруженный конфликт с Россией, поскольку он может превратиться в нечто большее, чем конфликт в Сирии, или борьбу США с "Исламским государством". Поэтому Соединенным Штатам придется проявлять гораздо большую осторожность и осмотрительность в любой военной операции в Сирии, уверяют аналитики Stratfor.

Ограниченный карательный удар по правительственным целям является наименее рискованным вариантом, и требует наименьшего количества ресурсов. Это решение должно было повысить доверие к США, поскольку их действия направленны на предотвращение дальнейшего применения химического оружия. Карательные удары могут иметь различную интенсивность, продолжительности и масштаб, но они, по существу, предназначены для того, чтобы послать сигнал, а не чтобы исключить возможность сирийского правительства использовать химическое оружие.

Набор целей

Сам президент Сирии Башар аль-Асад, скорее всего, не станет мишенью, поскольку споры о судьбе сирийского президента могут привести Соединенные Штаты к полномасштабному конфликту, которого они хотели бы избежать в рамках этого сценария. Конкретными объектами, на которые можно ориентироваться, являются аэродромы, с которых сирийские самолеты совершили атаку с применением химического оружия.

Если Соединенные Штаты решат сделать в своей миссии шаг вперед, то могут попытаться снизить способность Дамаска использовать химическое оружие, а не только препятствовать его использованию. Но тогда в рамках операции придется перейти к нанесению ударов по более широкому списку объектов.

Нынешняя миссия сосредоточится на основных ресурсах, которые Дамаск может использовать для химической атаки: воздушных силах, баллистических ракетах и артиллерии, говорится в докладе Stratfor.

Хотя несколько правительственных аэродромов были нейтрализованы или захвачены мятежниками, некоторые из них продолжают еще функционировать. Есть шесть крупных сирийских аэродромов, связанных с арсеналами химического оружия. Чтобы нейтрализовать аэродром, Соединенные Штаты могут нанести вред аэродрому, нанести удар по находящимся там самолетам, уничтожить запасы топлива и боеприпасов и вывести из строя средства наземного контроля, радиолокации и технического обслуживания.

Помимо Сирийских ВВС, другие участники сирийского конфликта также обладают большим количеством артиллерийского и ракетного вооружения, которое может использоваться для осуществления химических атак. Однако Соединенные Штаты вряд ли будут выходить за рамки ударов по объектам ВВС, поскольку это фактически поставит Штаты перед прямой и полномасштабной войной против правительства аль-Асада.

Фактор риска

Хотя диапазон вариантов, доступных Соединенным Штатам для военного реагирования в Сирии, различается по степени риска, но все они без исключений содержат угрозу для США: начиная от потери ресурсов и персонала и до активного конфликта с Россией. Даже если предположить, что удар не станет причиной новых осложнений, это, несомненно, будет иметь последствия для операций США в Сирии. Во-первых, есть вероятность того, что сирийские лоялисты будут стремиться вмешиваться в операции США. Во-вторых, актуализируется процесс организации взаимодействия с Россией, который будет подвержен новым рискам. Суть в том, что в Сирии нет простых военных вариантов, и даже самая лучшая операция неизбежно приведет к эскалации и умножению ошибок, которые уже присутствуют в таком запутанном конфликте, отмечают аналитики частной разведывательной компании Stratfor.

Читайте также

Война между Израилем и Ираном: чем завершатся ракетные "обмены"

Конфликт между Израилем и Ираном изначально был контролируемым

Конец войне в Газе: стоит ли ожидать новой серии

Не исключено, что после непродолжительной передышки военные действия на Ближнем Востоке снова продолжатся