RU  UA  EN

среда, 22 января
  • НБУ:USD 41.90
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.90
Мир
Мнение

Наступление Путина в Сирии угрожает Европе, ответ будет мощным

Международник о планах России в Сирии

Международник о планах России в Сирии Владимир Путин и Башар Асад Фото: пресс-служба Кремля

На фоне слухов о том, что Москва координирует с режимом Башара Асада наступление на сирийскую провинцию Идлиб, многие специалисты высказывают мнение, что рано или поздно последняя цитадель оппозиционных сил падет под давлением сирийско-российско-иранских сил. Этим будет недовольна не только Турция, куда хлынут беженцы из Сирии, а также США и страны ЕС. Но смогут ли они что-то противопоставить Асаду, России и Ирану? Об этом "Апострофу" рассказал директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос.

Ситуация очень сложная. Проблема не в том, что сирийская армия будет наступать на Идлиб, а в том, что она сможет взять укрепления только с помощью массированных бомбардировок. Даже больше, в результате сирийской войны подавляющее большинство укреплений имеют подземную составляющую, что свойственно очень многим городам на Ближнем Востоке. Поэтому по аналогии с Восточной Гутой можно предположить, что сирийцы будут использовать компоненты хлора, чтобы сеять панику и заставить мятежников сдаться. А это уже – применение химического оружия...

Если бы даже его не было, мы имели бы другую ситуацию: бомбардировки приведут к очередной волне беженцев. Беженцы является ключевой проблемой для европейцев – не наступление сирийской армии.

Относительно сирийской армии тоже есть большие вопросы, поскольку, по большому счету, ее нет, а есть иранская армия, в которой присутствуют сирийцы, то есть асадиты. И, конечно, этой армии помогает российская авиация.

Массированное наступление однозначно приведет к огромным потерям среди мирного населения и, конечно, масштабному бегству на север. Это ударит по Турции, которая, учитывая это, может вновь открыть свою границу и позволить сирийцам идти в Европу, что приведет, опять же, к усилению правых и ослаблению евроинтеграционных процессов в Европе.

Таким образом, этот этап войны, без сомнения, может вызвать беспокойство Европы именно учитывая то, что предыдущий ослабил европейское правительство. Сам факт того, что даже немцы заявляют о гипотетической возможности участия в военной операции против войск Башара Асада, свидетельствует о том, что Европа по крайней мере старается не быть простым наблюдателем. Скорее всего, ответ, который мы можем увидеть, будет довольно мощным. Вопрос следующий: может ли этот ответ остановить Башара Асада и Россию? Имею большие сомнения. Мне кажется, что этого недостаточно, поскольку "приз" очень большой. Башар Асад и его союзники, скорее всего, считают, что войска западной коалиции, если они примут участие, будут избегать прямого столкновения с россиянами, и тогда прямой угрозы для россиян нет. Следовательно, они могут сбрасывать бомбы сколько угодно и куда им заблагорассудится. И тогда они достигнут своей цели.

Я не вижу здесь прямой параллели с Донбассом. Россияне действительно хотят завершить войну в Сирии. Они не достигли желаемой цели, но постоянное пребывание в состоянии войны в Сирии усложняет им жизнь и раздражает европейцев. Поэтому сегодняшняя задача россиян – завершить активную фазу войны, полностью уничтожив оппозиционное движение, и таким образом поставить точку в гражданской войне, предложить мир на своих условиях.

Возможности у западных стран, честно говоря, небольшие. Я не вижу у них шансов остановить эскалацию. Тем более у так называемой коалиции асадитов, россиян и иранцев всегда есть аргумент об "Аль-Каиде", террористах и тому подобном. Опровергнуть их присутствие невозможно – там действительно есть остатки "Аль-Каиды", других исламистских группировок. Поэтому этот аргумент, хоть сейчас и не настолько влияет на принятие решений европейцами, играет свою роль.

Многое будет зависеть от американцев, от Трампа. Если вдруг у Трампа или Пентагона появится достаточно аргументов в поддержку идеи мощной серии ударов, а не одного, то ситуация в определенной степени может измениться. Если асадиты прекратят наступление, это уже будет фактически провалом операции. Вопрос в том, насколько западные союзники способны на такой ответ. У меня нет ответа. И у них, боюсь, его также нет.

Если россиянам удастся быстро и без массированных бомбардировок, массовых разрушений и применения химического оружия захватить Идлиб, то, в принципе, каких-либо серьезных последствий для отношений РФ с Западом не будет. Потому что ключевая проблема заключается не в том, что Асад захватит Идлиб, а в том, что захват Идлиба приведет к очередной волне беженцев.

Читайте также

Война между Израилем и Ираном: чем завершатся ракетные "обмены"

Конфликт между Израилем и Ираном изначально был контролируемым

Конец войне в Газе: стоит ли ожидать новой серии

Не исключено, что после непродолжительной передышки военные действия на Ближнем Востоке снова продолжатся