Верховная Рада не смогла принять решение о внесении изменений в Налоговый кодекс, которым предлагалось ввести 10% экспортную пошлину на рапс и сою. За решение проголосовали 204 народных депутата, тогда как против было 8, а 23 воздержались.

Об этом в своем Telegram-канале написал заместитель председателя Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Ярослав Железняк, остро критиковавший введение новых пошлин.

Инициативу по внедрению 10% пошлины на экспорт сои и рапса внесли нардепы Дмитрий Кисилевский и Андрей Мотовиловец (фракция "Слуга народа"), внесение изменений в закон поддержали на заседании налогового комитета ВР. По расчетам Кисилевского, введение пошлины должно было ежегодно приносить государству 7,3 млрд гривен.

Однако против новых пошлин выступил ряд профильных ассоциаций: Всеукраинский аграрный совет, Украинская зерновая ассоциация, Европейская бизнес ассоциация. В частности, в ВАР считают, что именно установление пошлин дискриминационно для малых и средних производителей, ведь инициатива направлена на увеличение доходов переработчиков за счет аграриев и нарушает Соглашение об ассоциации с ЕС.

Как утверждают аграрии, в среднесрочной перспективе это приведет к сокращению посевных площадей сои и рапса, как это произошло после введения «соевых правок» в 2017 году.

Правки критиковали и в Главном юридическом управлении Верховной Рады. Юристы подчеркнули, что введение 10-процентных пошлин противоречит Соглашению об ассоциации между Украиной и ЕС, которое прямо запрещает введение новых экспортных пошлин или других мер эквивалентного действия на вывозимые товары. Более того, согласно графику, зафиксированному в приложении I-С к Соглашению, пошлина на семена рапса должна быть наоборот постепенно отменена в течение десяти лет — до нулевого уровня. На восьмой и девятый годы предусмотрены ставки 1,8% и 0,9% соответственно, а с десятого года - полная отмена пошлины. Относительно сои ее вообще нет в графике, поскольку экспортная пошлина на нее не была введена раньше.

В юридическом заключении также напоминают об обязанности парламентских комитетов направлять законопроекты, касающиеся евроинтеграции, на экспертизу в профильный Комитет по интеграции Украины в ЕС и Кабинет Министров. Заключение подчеркивает, что это не было сделано, несмотря на очевидные противоречия с обязательствами перед Евросоюзом.

К слову, медиа уже писали о ряде рисков введения пошлин, среди которых, в частности, потеря экспортных позиций на внешних рынках, удешевление земель сельскохозяйственного назначения из-за снижения объемов посевов высокомаржинальных рапса и сои, общее негативное влияние на агросектор. Причиной повышенного спроса на инвестиции в переработку эксперты называли временную блокировку вывоза масличных культур через порты и вынужденное увеличение внутреннего предложения для перерабатывающих компаний. Сейчас для производителей более привлекательны цены на внешних рынках, но инвесторы в перерабатывающие мощности намерены вернуть вложенное, поэтому инициируют такие законопроекты.

В этот раз удалось отстоять позицию агропроизводителей благодаря открытости гражданского общества, работе профильных ассоциаций, позиции представителей власти. Но это не значит, что представители переработчиков и сами переработчики не повторят попытку решить свои финансовые вопросы. Поэтому прозрачная работа в правовом поле должна стать приоритетом для всех.