Внедрение в антитабачное законодательство норм и требований, которые не предусмотрены европейскими директивами, может привести к росту объемов контрабанды и производства контрафакта, потерям бюджета, рабочих мест и негативно отражаться на здоровье граждан.

Такие нормы пытаются провести через лояльных депутатов общественные организации, которые специализируются на антитабачной тематике, говорится в статье РБК-Украина.

Накануне из исследования Украинского института будущего "Украина без сигаретного дыма. Поможет ли законопроект №4358 бороться с курением" стало известно, что ряд организаций регулярно пытаются имплементировать в законодательство больше требований, чем содержится в директивах ЕС и документах ВОЗ. Согласно исследованию УИБ, первая редакция документа имела целый ряд противоречий с Директивой 2014/40/ЕС о противодействии курению и Рамочной конвенцией ВОЗ по борьбе против табака. Речь идет о любых запретах по типу пачек сигарет, внедрении стандартизированной поверхности упаковки табачных изделий, запрете размещать на пачках сообщения "о вкусе, запахе, вкусо-ароматических или других добавках, или об их отсутствии", на чем настаивали "антитабачники". По данным УИБ, международные обязательства Украины не предполагают внедрения таких норм.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

"Исследования утверждают, что курильщики с опытом, как правило, редко меняют свои привычки, так что наличие или отсутствие каких-либо сообщений на пачках (включая даже изменение дизайна пачек) незначительно повлияет на их осознанный выбор", — говорится в тексте исследования УИБ.

Согласно материалу РБК-Украина, в первой редакции проекта 4358 содержались нормы о введении стандартизированной поверхности упаковки табачных изделий без торгового знака, и запрете упаковки сигарет со скошенными краями, чего нет в Директиве 2014/40/ЕС. Журналисты отмечают, что ни в Директиве, ни в Конвенции ВОЗ не упоминается запрет на выкладку табачных изделий на прилавке, что авторы законопроекта 4358 считают "рекламой". Первая редакция содержала и необоснованный запрет на продажу сигарет лицам до 21 года, чего нет ни Директиве, ни в Конвенции, и противоречит Конституции. Авторы подчеркивают, что антитабачные организации, в частности, ГО "Життя", пытались продвинуть запреты и ограничения, которые не отразятся на уровне курения, но могут привести к увеличению объемов контрабанды сигарет и контрафактной продукции в Украине, что станет причиной для потерь бюджета.

"Мошенникам куда проще подделывать сигареты, когда можно просто менять название, не трудясь над разнообразными дизайнами пачки", — говорится в статье.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Законопроект 4358 готов ко второму чтению в редакции, приближенной к нормам Директивы 2014/40/ЕС, хотя и не полностью соответствующей ее требованиям.

"Парламентарии, которые работали над документом в профильном комитете по вопросам здравоохранения и здоровья нации, отклонили поправки о чрезмерном давлении на бизнес, которые продвигали представители антитабачного лобби", — добавляет издание.

Больше всего денег в интересах "антитабачного лоббизма" выделяет Майкл Блумберг, который потратил на борьбу с табачниками около $1 млрд. Структуры, связанные с The Bloomberg Initiative to Reduce Tobacco Use - Campaign for Tobacco-free kids и Vital Strategies являются спонсорами ГО "Життя" (выделили в 2020 около 10 млн грн). Как говорится в материале, лоббирование антитабачных законопроектов является частью КРІ для получения грантов несмотря на безрезультатные попытки продвинуть через Раду предыдущие версии таких законопроектов с жестким регулированием.