Внедрение в антитабачное законодательство норм и требований, которые не предусмотрены европейскими директивами, может привести к росту объемов контрабанды и производства контрафакта, потерям бюджета, рабочих мест и негативно отражаться на здоровье граждан.
Такие нормы пытаются провести через лояльных депутатов общественные организации, которые специализируются на антитабачной тематике, говорится в статье РБК-Украина.
Накануне из исследования Украинского института будущего "Украина без сигаретного дыма. Поможет ли законопроект №4358 бороться с курением" стало известно, что ряд организаций регулярно пытаются имплементировать в законодательство больше требований, чем содержится в директивах ЕС и документах ВОЗ. Согласно исследованию УИБ, первая редакция документа имела целый ряд противоречий с Директивой 2014/40/ЕС о противодействии курению и Рамочной конвенцией ВОЗ по борьбе против табака. Речь идет о любых запретах по типу пачек сигарет, внедрении стандартизированной поверхности упаковки табачных изделий, запрете размещать на пачках сообщения "о вкусе, запахе, вкусо-ароматических или других добавках, или об их отсутствии", на чем настаивали "антитабачники". По данным УИБ, международные обязательства Украины не предполагают внедрения таких норм.
"Исследования утверждают, что курильщики с опытом, как правило, редко меняют свои привычки, так что наличие или отсутствие каких-либо сообщений на пачках (включая даже изменение дизайна пачек) незначительно повлияет на их осознанный выбор", — говорится в тексте исследования УИБ.
Согласно материалу РБК-Украина, в первой редакции проекта 4358 содержались нормы о введении стандартизированной поверхности упаковки табачных изделий без торгового знака, и запрете упаковки сигарет со скошенными краями, чего нет в Директиве 2014/40/ЕС. Журналисты отмечают, что ни в Директиве, ни в Конвенции ВОЗ не упоминается запрет на выкладку табачных изделий на прилавке, что авторы законопроекта 4358 считают "рекламой". Первая редакция содержала и необоснованный запрет на продажу сигарет лицам до 21 года, чего нет ни Директиве, ни в Конвенции, и противоречит Конституции. Авторы подчеркивают, что антитабачные организации, в частности, ГО "Життя", пытались продвинуть запреты и ограничения, которые не отразятся на уровне курения, но могут привести к увеличению объемов контрабанды сигарет и контрафактной продукции в Украине, что станет причиной для потерь бюджета.
"Мошенникам куда проще подделывать сигареты, когда можно просто менять название, не трудясь над разнообразными дизайнами пачки", — говорится в статье.
Законопроект 4358 готов ко второму чтению в редакции, приближенной к нормам Директивы 2014/40/ЕС, хотя и не полностью соответствующей ее требованиям.
"Парламентарии, которые работали над документом в профильном комитете по вопросам здравоохранения и здоровья нации, отклонили поправки о чрезмерном давлении на бизнес, которые продвигали представители антитабачного лобби", — добавляет издание.
Больше всего денег в интересах "антитабачного лоббизма" выделяет Майкл Блумберг, который потратил на борьбу с табачниками около $1 млрд. Структуры, связанные с The Bloomberg Initiative to Reduce Tobacco Use - Campaign for Tobacco-free kids и Vital Strategies являются спонсорами ГО "Життя" (выделили в 2020 около 10 млн грн). Как говорится в материале, лоббирование антитабачных законопроектов является частью КРІ для получения грантов несмотря на безрезультатные попытки продвинуть через Раду предыдущие версии таких законопроектов с жестким регулированием.