7 февраля 1906 года родился один из самых известных в мире авиаконструкторов – Олег Антонов. "Апостроф" собрал самые интересные факты про Антонова.
Антонов родился в Московской губернии во дворянской семье. Позже, чтобы поступить в Ленинградский политех, он вынужден был скрывать свое дворянское происхождение. Но в 1937-м НКВД все же раскопало его корни. От репрессий Антонова спас авиаконструктор Александр Яковлев.
Олег Антонов увлекся авиацией с детства – все началось с рассказов двоюродного брата. Затем он стал собирать вырезки их журналов и газет, а потом создал "Клуб любителей авиации". В 17 лет он уже создает планеры собственной конструкции.
После окончания института Антонова направляют в Москву для организации конструкторского бюро по планерам, затем он становится там главным конструктором. После начала Великой отечественной войны завод эвакуируется в Сибирь, затем руководит филиалом КБ в Новосибирске, потом возглавляет КБ. В это время он разрабатывает Ан-2 и несколько модификаций, этот самолет стал единственным в мире летательным аппаратом, который находился в серийном производстве более 50 лет. За годы эксплуатации на нем перевезено несколько сот миллионов пассажиров, миллионы тонн грузов, обработано более миллиарда гектаров полей и лесных угодий.
Олег Антонов возглавил киевское конструкторское бюро в 1952 году. За два года КБ создает транспортный самолет с турбовинтовыми двигателями – Ан-8. После началась разработка Ан-10 – единый четырехдвигательный самолет в двух вариантах: пассажирском и грузовом. Этот самолет сочетал большую скорость полета, относительно малую потребную длину ВПП и способность совершать взлет и посадку на грунтовых и заснеженных аэродромах. Из-за эксплуатации в неблагоприятных условиях в элементах конструкции образовались усталостные трещины, и в 1972 году произошла катастрофа. Это сильно повлияло на Олега Антонова, он говорил, что больше не будет строить пассажирских самолетов: "я не переживу одновременную гибель многих людей".
Новым шагом в самолетостроении стал Ан-22 "Антей" - первый в мире широкофюзеляжный самолет. По размерам он превосходил все, что к тому времени было создано в мировой авиации, и потребовал решения целого ряда конструкторских и технологических проблем, а также проведения большого объема экспериментальных работ. Этот самолет был представлен в 1965 году на престижном авиакосмическом салоне Ле Бурже. Антонов свободно владел французским и английским языком, поэтому смог без помощи переводчиков рассказать о своем детище.
Для разработки нового прогрессивного тяжелого дальнего транспортного самолета Ан-124 "Руслан" Антонов пошел на смелые для того времени технические решения. В результате "Руслан" стал очень удачным самолетом – на нем установлено 30 рекордов. Он стал последним самолетом, созданным под непосредственным руководством Олега Антонова.
За всю жизнь Антонов создал 52 типа планеров и 22 типа самолетов, в том числе самые большие и грузоподъемные в мире, разработаны ряд новых технологий, в том числе клеесварное соединение и использование композитных материалов. Всего под руководством Антонова были созданы ряд планеров, транспортные самолеты — Ан-8, Ан-12, Ан-26, Ан-22 «Антей», Ан-32, Ан-72, Ан-124 "Руслан", Ан-74, многоцелевые самолеты — Ан-2, Ан-14 "Пчелка", Ан-30, Ан-28, Ан-3, и пассажирские самолеты — Ан-10 и Ан-24.
Антонов был трижды женат, воспитал троих детей. Кроме авиации, у него была страсть в живописи. "Если бы я не стал конструктором, то стал бы художником", - говорил он.
Кроме того, он был депутатом Верховного совета СССР 5-11 созывов, а в ноябре 1965 года подписал открытое письмо в ЦК КПСС (так называемое письмо 78-ми) с протестом против политических репрессий в отношении представителей творческой интеллигенции УССР и дискриминации украинской литературы.
Его имя присвоено авиационному научно-техническому комплексу, нескольким улицам в Украине и России и астероиду, а в 2006 году была выпущена почтовая марка Украины, посвященная Антонову.
Ранее "Апостроф" писал, что "Антонов" предложил Трампу президентский самолет.