RU  UA

понедельник, 18 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.05

Новости

18 ноября

Все новости

Ответом на тенизацию бизнеса должны быть реформы, а не декларации - эксперт

Среди перечисленных в документе Кабинета министров об уровне теневой экономики в 2019-2020 ключевых причин тенизации бизнеса нет упоминания о репрессивной системе налогообложения и бюрократической модели управления экономическими процессами.

Об этом говорится в новом блоге доцента Университета ГФС Украины, кандидата юридических наук Андрея Гмырина на портале Лига.

Документ, опубликованный Министерством экономики, называется "Общие тенденции теневой экономики в Украине в 2020". По данным правительства, в 2020 уровень теневой экономики составил 30% ВВП, зато в 2019 - достигал 27%. По мнению авторов отчета, одной из главных причин негативной динамики стало введение в Украине противоэпидемических мероприятий.

Андрей Гмырин отмечает, что на самом деле уровень теневой экономики может быть выше - по его словам, австрийский экономист Фридрих Шнайдер говорит о 52,8% теневого ВВП Украины, и этот показатель широко используется в международных экономических исследованиях, а главными причинами, которые вынуждают предпринимателей уклоняться от уплаты налогов, являются: тотальная коррупция в госорганах, неэффективное регулирование экономики, ее криминализация, низкая правовая и налоговая культура, налоги, засилье бюрократических органов, отсутствие доверия бизнеса к государству и наоборот.

Андрей Гмырин соглашается с выводами чиновников, что детенизация экономики зависит от реформ и улучшения инвестклимата. Однако считает, что за декларациями нет реальных преобразований. Он уверен, что вопрос детенизации экономики следует решать комплексно и начинать с реформы налоговой системы. Такая реформа должна предусматривать:

1) Легализацию теневых капиталов и привлечение их в экономику с помощью ОВГЗ в качестве прямых инвестиций. Легализовать капиталы он предлагает через вклады в долгосрочные ОВГЗ. Источники происхождения капиталов должны проверяться по упрощенной схеме. Инструмент облигаций имеет высокую надежность и приемлемую доходность;

2) Введение налога на выведенный капитал;

3) Либерализацию системы налогообложения;

4) Введение экономических стимулов для детенизации бизнеса;

5) Установление прозрачного администрирования бизнеса с минимальным влиянием человеческого фактора;

6) Законодательное стимулирование безналичных расчетов и постепенное сужение сферы действия наличного обращения.

"Кроме того, предлагаю создать на базе нескольких разрозненных служб (налоговой, фискальной, таможенной, аудиторской и финмониторинга), которые часто выполняют одинаковую работу, единый орган с общей информационно-аналитической рискоориентированной системой на основе big data. Этот орган мог бы заниматься вопросами уплаты налогов и борьбой с теневыми схемами, воплощал бы налоговую и таможенную политику, мониторил ситуацию в этих сферах и предлагал оптимальные решения. Таким образом, государственные расходы на функционирование большой и неэффективной "репрессивной налоговой машины" были бы оптимизированы, а доверие бизнеса к государству и государственным институциям - восстановлено", - констатирует Андрей Гмырин.