Топливный кризис в Украине все еще продолжается, и на его фоне на АЗС значительно выросло количество контрафакта.
О масштабах проблемы с фальсификатом "Апострофу" рассказали эксперты.
"Жалобы действительно есть, - рассказал директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн. – Цены высокие и мотивация для создания фальсификата большая. Но нельзя сказать, что это критические объемы. Не думаю, что есть более 10% того бензина сомнительного качества. Проблема есть, но не такая критическая".
"Кроме распространения в СМИ определенных тезисов, конкретные цифры не называются. Если хотят снять мораторий, то пусть покажут жалобы, выводы. Пусть скажут, где именно некачественное топливо. Кроме заявлений сейчас нет документально подтвержденных данных, что топливо на заправках у нас дико не соответствует стандартам", - добавляет аналитик UPECO Александр Сиренко, комментируя ситуацию "Апострофу".
В столичном управлении Госпродпотребслужбы признают что масштабы проблемы на сегодня сложно очертить.
Но потому то и сложно, что действует мораторий.
"Некоторые недобропорядочные бизнесмены идут на снижение литража и качества самого топлива, путем добавления примесей. Каждый день у нас регистрируется от 5 до 10 обращений относительно недостачи топлива и некачественной работы двигателя. С целью защиты, прежде всего потребителей, необходимо провести лабораторные исследования топлива и предоставить достоверную информацию после проведения исследований", - сказал "Апострофу" Олег Рубан.
Выходит замкнутый круг: установить реальное положение дел с разливом фальсификата мешает мораторий, но чтобы его снять, нужно понимать реальное положение дел.
Однако по словам Александра Сиренко, не отреагировать на обращение водителя Госпродпотребслужба не может.
"Если я в бак что-то не то залил, то соответствующий орган должен реагировать. Он не может прикинуться, что у него сейчас мораторий", - отмечает Александр Сиренко.
Впрочем, эксперты советуют не забывать, что топливо более низкого качества может вполне легально присутствовать на рынке.
"В марте государство понизило требования к качеству и разрешило продавать продукт качества Евро-3, Евро-4. Фактически легализировали ту продукцию, которая раньше не соответствовала более жестким критериям качества", - отмечает Куюн.
Поэтому, по словам одного из участников топливного рынка, который пожелал сохранить анонимность, борьба за отмену моратория на проверки – элемент конкурентной борьбы между импортерами и внутренними производителями топлива.
"Кардинально ничего не изменилось, но кому-то нужно, чтобы начались проверки. Топлива в Украине достаточно, чтобы очереди просто исчезли. Сейчас мы импортируем бензина больше, чем в январе и феврале. И сейчас идет борьба между сетями АЗС за клиентуру. Поэтому в уши наших чиновников уже могли вложить идею: сейчас на рынке очень удачный момент, чтобы его сегментировать и прикрыть тех, кто продает спиртовой бензин или еще что-то. Этим занимались, кстати, весь 2021 год и были потрачены сумасшедшие деньги на то, чтобы медийно и коррупционно "мочить" мини-заводы, некоторые сети. Сейчас, я предполагаю, мы видим продолжение этой войны, - говорит собеседник издания. – Есть часть продукта, которая до сих пор производится в Украине. Этот продукт качества от Евро-3 до Евро-5. И мне кажется, что сейчас кто-то решил, что сегодня удачный момент сделать нашу страну на 100% зависимой от импорта топлива. Этого нельзя повторять. Поэтому разговоры о некачественном бензине намекают на продукцию мини-заводов. Это делается в пользу одних из участников рынка, которые чувствуют, что рынок насыщается и идет борьба за клиентуру. Если сейчас служба решит провести проверки по всей стране, то она просто "подкормится".