Несмотря на то, что импорт топлива в Украину увеличивается, цены не спешат падать, поскольку импортеры из европейского направления сейчас получают большую прибыль именно в оптовом сегменте, а не в розничной торговле. Сейчас в правительстве пытаются повлиять на ситуацию.
О том, кто и как наживается на топливном кризисе в Украине, а также о разрешении ситуации узнавал "Апостроф".
Еще 8 мая правительство поручило Госпродслужбе проверить недобросовестных розничных продавцов. И как сообщили в ведомстве "Апострофу", сейчас начаты 52 таких внеплановых проверок и уже составлены акты и наложены штрафы. Однако эксперты считают, что постоянные проверки розничных продавцов не помогут делу, потому что топливо в стране есть.
"Импорт увеличивается. В мае уже завезли на 20% больше дизтоплива, чем в апреле и на 42% больше бензина. Сжиженный газ привезли вдвое больше, чем в апреле", - уверяет аналитик UPECO Александр Сиренко.
По его словам, главная проблема – это политика работы импортеров, которые сейчас испытывают огромный спрос со стороны промышленных потребителей, чьи потребности они удовлетворяют в первую очередь. Например, сейчас маржа в Украине при реализации топлива в оптовом сегменте превышает 500 долларов на тонне, а раньше даже 20 долларов считалось отличным заработком.
"Сейчас импортеры топлива из европейского направления получают большую прибыль в оптовом сегменте. И они все меньше внимания уделяют ретейлу. Продавать оптом гораздо эффективнее: заработок больше и там двойной спрос. На первом уровне это обычный спрос среди промышленных потребителей: аграрные рынки, "Укрзализныця , металлургия .На втором уровне спроса – розничные операторы, не имеющие возможности выезжать за границу за топливом, и они ищут возможности на внутреннем рынке, им оптом продают по 70, а они перепродают по 75", - отметил Сиренко.
В связи с такими тенденциями премьер-министр Денис Шмигаль 17 мая провел онлайн-встречу с представителями топливного бизнеса, отмечая, что реакция на их действия по злоупотреблению ценами на рынке будет соответствующая законам военного времени. В то же время правительство отменило государственное регулирование цен, но сохранило предельные цены на бензин: 52 грн за литр бензина и 58 грн за литр ДТ.
"Пожар" сетями АЗС как раз и является причиной дополнительных ажиотажных десятков гривен на литре в опте. Одно тянет другое. Чтобы потушить пожар, нужно просто, чтобы все операторы одновременно развезли топливо за заправками. Нужен топливный карантин: закрыть страну на 3–5 дней, чтобы все сидели дома и не ездили, кроме транспорта критической инфраструктуры, а за это время развести топливо по розничным точкам. Люди выйдут из карантина, увидят, что на всех заправках есть топливо и ажиотаж упадет", - резюмировал Александр Сиренко
Ранее "Апостроф" сообщал, что Польша поможет Украине сбалансировать топливный рынок.