Народные депутаты - члены Международного республиканского клуба 12 марта зарегистрировали в Раде законопроект №8109 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно стимулирования налоговой ответственности граждан".
Законопроект внедряет процедуры самостоятельной уплаты налога на доходы физических лиц и единого социального взноса гражданами, снижает ставки налогов и изменяет бюджетную направленность НДФЛ.
По законопроекту НДФЛ должен поступать исключительно в бюджет территориальной общины, в который живет гражданин. Перенаправления всего НДФЛ в местные бюджеты способно, по мнению авторов, укрепить финансовую базу местного самоуправления.
Как заявила в своем Facebook разработчик законопроекта народный депутат Украины Оксана Продан, самостоятельная уплата гражданами ЕСВ и подоходного налога даст им дополнительную мотивацию для контроля за расходованием бюджетных средств.
"Человек совсем по-другому будет оценивать работу чиновников. У людей сформируется прямая связь: я плачу налоги, и на эти налоги хорошо или плохо работают чиновники, строятся или не строятся дороги и т.д. Каждый из нас будет понимать: если чиновники плохо делают свою работу, они должны за это отвечать, потому что это я даю им работу", -- отметила Продан.
Авторы законопроекта предлагают гибкую процедуру перехода на самостоятельную уплату НДФЛ и ЕСВ налогоплательщиком: если налогоплательщик по тем или иным причинам не сможет на первых порах самостоятельно администрировать уплату налогов, он сможет поручить эти заботы своему работодателю.
В проекте предлагается снизить фискальную нагрузку НДФЛ + ЕСВ до 25% (10% НДФЛ и 15% ЕСВ). По задумке авторов документа, это решение должно способствовать выводу доходов физлиц из "тени". Предыдущие попытки снижения ЕСВ до 22% при одновременном повышении НДФЛ до 18% не дали результатов. Разработчики законопроекта ссылаются на данные международных исследований, в соответствии с которыми люди перестают уклоняться от налогообложения только тогда, когда их расходы на уклонение превышают треть от того, что они должны заплатить. При нагрузке в 25% выход из тени становится реальным.
Законопроект предлагает снять ограничения размера базы для уплаты ЕСВ, что может положительно сказаться на пополнении Пенсионного фонда. А также создает стимулы для персональных пенсионных накоплений путем уменьшения налогооблагаемой базы на соответствующие взносы.
Как считает президент Международного республиканского клуба Анатолий Пинчук, самостоятельная уплата гражданами налогов – это позитивная и дисциплинирующая практика многих развитых стран.
"Сегодня налогоплательщики искусственно отделены от принятия решений по уплате налогов. За них это делает работодатель. Такая практика прививает у налогоплательщиков инфантилизм и снижает их социальную ответственность. Кроме того, налогоплательщики теряют возможность сэкономить на уплате налогов. Например, уплатить меньше НДФЛ в случае, если были осуществелены платежи за образование детей. Сейчас, чтобы провести такую операцию, налогоплательщик должен не только собрать целую папку документов, а еще и упросить бухгалтерию своего предприятия, чтобы она провела все эти документы в зачет его налоговых обязательств. При самостоятельной же уплате налогов эта процедура станет проще, и экономия от нее будет более заметна в каждом семейном бюджете", -- считает Пинчук.
В Международном республиканском клубе уверены, что повышение ответственности граждан за уплату налогов позволит налогоплательщикам лучше разобраться в сущности государственного строительства и более жестко контролировать чиновников.
Параллельно с проектом №8109, которым вносятся изменения в Налоговый Кодекс, разработчики проекта также подали в Раду и проект №8110, синхронизирующий аналогичные изменения в Бюджетном Кодексе.
Отметим, что законопроекты 8109/8110 - это уже вторая законодательная инновация от украинских республиканцев. Первой были законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно выборов народных депутатов Украины" и соответствующие поправки к проекту Избирательного Кодекса, принятого в первом чтении. Этим законопроектом предлагалось проводить выборы по национальным партийным спискам с обязательными предварительными праймериз, что существенно ограничивает возможности недобросовестной агитации и фальсификации выборов.