Уполномоченный Верховной Рады по правам человека и Офис генерального прокурора возглавили рейтинг независимости государственных учреждений, который подготовил Международный центр перспективных исследований (МЦПИ) в рамках совместного проекта с Институтом экономических и социальных реформ в Словакии (INEKO).
Об этом во время презентации рейтинга в Укринформе во вторник, 29 июня, сообщили эксперты по экономическим вопросам МЦПИ Егор Киян и Юлия Проценко.
"В рейтинге юридической независимости государственных учреждений Офис генпрокурора набрал 74 балла из 100, уполномоченный Верховной Рады по правам человека тоже 74 балла, Национальный банк Украины - 73 балла. Это первая тройка независимых учреждений", - сказала младший эксперт МЦПИ по экономическим вопросам Юлия Проценко.
По ее словам, дальше в рейтинге из 17 учреждений в порядке убывания баллов Национальное антикоррупционное бюро, Конституционный Суд, Пенсионный фонд, Верховный Суд, Нацкомиссия, осуществляющая регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, Национальное агентство по предупреждению коррупции, Нацполиция, Антимонопольный комитет, Фонд госимущества, Государственная фискальная служба, Государственная таможенная служба, Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовым рынкам, Государственная налоговая служба, Совет бизнес-омбудсмена.
"Средний показатель по рейтингу учреждений составляет 60 баллов из 100, это немного и учреждениям есть куда двигаться дальше. Так что трудно было получить информацию о зарплате и еще несколько моментов, Совет бизнес-омбудсмена набрал меньше баллов, также самый низкий рейтинг у Государственной налоговой службы, Нацкомиссии по ценным бумагам, Государственной таможенной службы и Государственной фискальной службы", - говорит Юлия Проценко.
Она отметила, что в ходе исследования проверяли и оценивали украинское законодательство. Его анализ показывает, что нужно дальше работать над его совершенствованием. Также она обратила внимание, что в рамках исследования эксперты анализировали исключительно юридическую независимость за 5 критериям.
Так, по критерию назначения руководящего органа и членов правления исследовали вопросы, связанные с процессом отбора и назначения членов правления, также исследовали критерий увольнения должностных лиц, в частности анализировали, возможно ли увольнение по политическим причинам, связано с совершением преступления и проходит ли увольнение одним или несколькими субъектами законодательную обоснованность увольнения.
Юлия Проценко отметила, что по критерию суверенитета и конституционных основ исследователи анализировали, является ли учреждение независимым при принятии решений, могут ли влиять другие факторы, прописано ли в Конституции правовое регулирование учреждения и порядок назначения председателя и заместителей каждого из учреждений, вопросы формирования бюджета учреждения.
Кроме того, исследователи учитывали критерий по доходам должностных лиц и служащих - информацию по оплате труда председателя, заместителей и специалистов государственных учреждений. Проценко обратила внимание, что только в двух учреждениях такая информация была опубликована на сайте - НАБУ и Пенсионный фонд, в остальные учреждения направляли запросы и исследовали декларации.
По критерию отбора на должность руководителя учреждения и сотрудников исследователи изучали: подают ли кандидаты резюме, мотивационные письма; владеют ли иностранными языками; открыты ли вакансии для иностранцев; проводят ли онлайн-трансляции отбора кандидатов.
Как отметил эксперт по экономическим вопросам Международного центра перспективных исследований Егор Киян, цель исследования - проанализировать потенциал институциональной независимости ключевых госорганов Украины, продемонстрировать наиболее и наименее законодательно защищенные от воздействия государственные институты, улучшить общественный контроль за функционированием государственных органов.
По результатам исследования эксперты разработали рекомендации, среди которых усиление общественного контроля за обнародованием результатов деятельности государственных органов. Для государственных органов, имеющих правления, рекомендуют усилить роль, которую они играют при проверке решений, принятых руководством. Для достижения критериев независимости члены правления не должны быть зависимыми от руководства. При назначении членов руководящих органов необходимо избегать концентрации воздействия. Также эксперты обращают внимание, что положения, установленные нормативно-правовой базой, должны четко и оправданно регулировать основания для освобождения членов руководящего органа. В исследовании отмечают необходимость сбалансированной политики по заработной плате членов руководящих органов госучреждений. Кроме того, уровень заработной платы должен зависеть от результатов деятельности учреждения, в частности, ее руководства.
Мероприятие состоялось в рамках инициативы "Укрепление демократической устойчивости ключевых государственных институтов в Украине", которая осуществляется Международным центром перспективных исследований в партнерстве с Институтом экономических и социальных реформ в Словакии (INEKO). Инициатива финансово поддерживается посольством США в Украине и направлена на повышение эффективности органов местного самоуправления, гражданского общества и государственного управления в сфере создания и надзора за региональной политикой, менеджмента государственными предприятиями, мониторинга бюджетов и открытости власти.
Напомним, в конце мая-2021 МЦПИ назвал главные вызовы для органов местного самоуправления на пути реформ.