RU  UA  EN

вторник, 21 января
  • НБУ:USD 41.90
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.90
Политика

Новости

21 января

Все новости

Русская диаспора или пятая колонна: как РФ потеряла статус "старшего брата"

Никто не сделал для сжатия пространства русского языка и культуры больше, чем сама Россия. После ее вторжения в Украину российскую диаспору в странах постсоветского пространства стали рассматривать как пятую колонну.

Об этом “Апострофу” рассказал эксперт-международник Алексей Кафтан.

На постсоветском пространстве область применения русского языка давно сжимается, как шагреневая кожа. Можно вспомнить языковые реформы казахов, начиная от перехода на латинский алфавит и заканчивая ограничением потребления русского языка в сфере госуслуг, официальных учреждениях, школе и т.д. По сути, там идут по тому же пути, что и мы, говорит Алексей Кафтан.

Еще во времена президентства Сапармурата Ниязова в Туркменистане русскоязычным жителям страны было предложено либо стать его гражданами, либо убираться прочь. Россия проглотила это решение, ведь у нее были экономические интересы и не было возможности повлиять на Туркменбаши.

По мнению эксперта, гораздо важнее то, что сжимается не только пространство применения языка, но и пространство русской культуры. Кстати, сам термин "постсоветское пространство", в котором существовала та самая культура, тоже постепенно исчезает, хотя его использование так или иначе играет в пользу России. Впрочем, в этом вопросе нам помогает сам враг.

"Никто не сделал для сжатия пространства русского языка и культуры больше, чем сама Россия. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве схлопывались один за другим, потому что не имели никакого другого наполнения, кроме как быть частью неоколониализма. Они не предусматривали равноправия, носили инструментальный характер и были предназначены для закрепления статуса "старшего брата" для России", – считает Кафтан.

Он отмечает, что инструментализация и закрепление роли "старшего брата" за Москвой играло роль раздражителя, потому что во всех постсоветских странах подрастали элиты, не помнившие СССР и не понимавшие сохранения этой зависимости. Последней каплей стало полномасштабное вторжение в России в Украину: таким образом Москва показала, что если где-то в мире есть анклав, в котором русский язык и культура чувствуют себя хорошо – это прямая угроза нацбезопасности этого государства.

"Речь идет о том, что рассмотрение российской диаспоры как "пятой колонны" в этих странах стало одной из предпосылок нынешнего отката русской культуры в пределы сугубо российского ареала", – считает эксперт.

Подробнее читайте в материале “Апострофа”: Забыть о "великом и могучем": как Москва установила табу на русский язык в мире