Народный депутат Руслан Горбенко заявил, что случаи взяточничества в Территориальных центрах комплектования (ТЦК) существенно уменьшились, по меньшей мере, в 10 раз, хотя «прайс поднялся». Он также опроверг оценку масштаба теневого рынка немобилизации в 100 миллиардов гривен и сообщил, что после объединения электронных баз данных, ТЦК смогут выписывать больше повесток.

Об этом член комитета ВР по нацбезопасности и обороне, нардеп от фракции «Слуга народа» Руслан Горбенко сообщил в интервью «Телеграфу».

Оценка теневого рынка

Комментируя оценку коллеги по парламенту Дмитрия Разумкова о том, что теневой рынок немобилизации составляет 100 миллиардов гривен в год, Горбенко назвал такие расчеты завышенными. Он привел примеры обысков в 2024 году:

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА
  • у руководителей Бучанского и Бориспольского ТЦК находили взятки в размере 300 тысяч или миллион гривен;
  • у руководителя ТЦК Одесской области было обнаружено 6 миллионов.

По его математическим подсчетам, сумма взяток за прошлые годы значительно меньше 100 миллиардов:

«Математически, если посчитать, то 136 районов, средние взятки были, условно, руководитель области – 6 миллионов, руководитель района – миллион. 136 районов, это 136 миллионов гривен, плюс 24 области это 144 миллиона. Ну это точно не 100 миллиардов. И это прошлые же годы».

Горбенко подчеркнул, что ситуация с взяточничеством улучшилась: «Сейчас, с полной ответственностью я могу сказать, что случаев взяточничества в ТЦК уменьшилось, как минимум, в 10 раз».

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

По его мнению, такой результат вызвало наличие бодикамер:

«Конечно, прайс поднялся, но бодикамеры оказали свое влияние. В 2025 году случаев, чтобы кто-то что-то взял... я даже и не слышал».

Объединение реестров и повесток

Отвечая на вопрос о возможном объединении «Резерв+» с налоговыми базами и реестрами избирателей, нардеп спрогнозировал увеличение количества выписанных повесток.

По его словам, в ТЦК «будет полная база» благодаря информации, которая появится в полном объеме, «особенно по регистрации ПИН». Однако ключевая проблема — «найти этих людей», ведь некоторые военнообязанные уехали за границу, получили бронь или инвалидность.

Предложения по кадровому обеспечению ТЦК и МВД

Горбенко считает, что для поддержки мобилизации «нужно увеличивать численность состава ТЦК, а это стоит делать благодаря демобилизованным».

Нардеп также поддержал инициативы по переводу военных в сектор безопасности.

«Кроме того, (демобилизованные – ред.) военные всегда спрашивают: а почему они не могут быть полицейскими? Человек провоевал три года и хочет остаться работать в секторе безопасности и обороны, например в МВД. А те ребята (в структуре МВД – ред.), которые имеют бронь, пойдут (воевать – ред.). И здесь есть предложения от депутатов и военных, чтобы в будущем на ответственные должности назначали участников боевых действий», – говорит Горбенко.

Он подытожил, что есть предложения, чтобы в будущем «на ответственные должности назначали участников боевых действий».

Напомним, что Руслан Горбенко также рассказал, как из-за проблемы нехватки личного состава на фронте и роста количества уголовных дел о самовольном оставлении части (СЗЧ) и дезертирстве, в Верховной Раде обсуждают ряд радикальных законодательных изменений для ужесточения наказания. Среди предложений — арест счетов, имущества и увеличение сроков заключения.