СБУ собрала 393 показания, которые касаются вооруженной агрессии России против Украины, а также физического насилия и издевательств над украинцами со стороны участников незаконных вооруженных формирований.
Новые полученные доказательства СБУ опубликовала на страницах информационного бюллетеня №5, который посвящен данной теме, об этом сообщает пресс-служба ведомства. Подробнее с документом можно ознакомиться здесь.
Отметим, что в документе присутствует множество свидетельств со стороны военнослужащих ВСУ, МВД, а также гражданских лиц. Ниже приведем некоторые из них.
Николай С. (военнослужащий ВСУ, находился в плену 120 суток)
"…В плен был взят во время выхода украинских подразделений из г. Иловайск кадровыми военнослужащими ВС РФ, а именно бойцами Псковской дивизии воздушно-десантных войск и Ульяновской танковой бригады. Через некоторое время россияне передали пленных боевикам так называемой ДНР, которыми командовал террорист по кличке "Моторола". Меня удерживали в подвале бывшего управления СБУ в Донецкой области в течение первых 1,5 месяцев, затем перевезли в г. Иловайск, где нас держали в подвале какого-то административного здания. Российские террористы постоянно оказывали на меня и других пленных психологическое и физическое давление, били по конечностям резиновыми дубинками, пытали и постоянно запугивали, угрожая расстрелом…".
Михаил Я. (военнослужащий ВСУ, находился в плену 91 сутки)
"…В конце ноября 2014 года я следовал в командировку на военном грузовом автомобиле. В селе Новотошковском Луганской области мы остановились, я вышел из машины и зашел в местный магазин, чтобы купить продукты. Неожиданно сзади меня ударили по голове и я потерял сознание. Пришел в себя уже в г. Луганск в подвале какого-то здания, где потом меня и удерживали все время пребывания в плену. Первые несколько недель были самыми сложными. Тогда меня постоянно заставляли выполнять разные физические упражнения (скакать, отжиматься, приседать и т. д.). Как только я прекращал это делать, в комнату заходили боевики так называемой ЛНР и избивали меня. В допросах участвовали боевики из Северного Кавказа России, которые отличались особой жестокостью…".
Дмитрий С. (военнослужащий ВСУ, находился в плену 43 суток)
"…В начале июля 2014 года был задержан представителями НВФ ЛНР, когда находился в отпуске в г. Лисичанск, после чего меня бросили в подвал здания прокуратуры (уже было захвачено российскими террористами). Пытал меня командир артиллерийского подразделения боевиков с позывным «Полтинник» вместе с группой вооруженных лиц. Допрос был коротким, так как ничего полезного они от меня не узнали. Затем один из присутствующих в балаклаве начал избивать меня ногами и угрожать пистолетом. "Полтинник" приказал всем покинуть помещение. Остался только он, человек в балаклаве и я. Он достал пистолет и начал стрелять над головой, возле ушей, плеч и ног. Пуля зацепила плечо. Мужчина в балаклаве сказал, чтоб он меня не калечил. Как говорится "пусть лучше роет окопы" (как это делали местные, которых боевики держали в подвале за нарушение комендантского часа и за другие мелкие проступки). В течение 16 дней какой-то пьяный сепаратист не единожды пытался меня убить, стреляя из пистолета по двери. Меня спасло то, что дверь была железной, и что этого боевика не всегда пускали в подвал к пленным…".
Игорь Т. (военнослужащий ВСУ, в заложниках находился 43 суток)
"…Наша военная колонна была разбита во время выхода из г. Илловайск. Меня спрятал в своем доме фермер в сел. Новоозеровка, но после доноса других местных жителей меня арестовали военнослужащие ВС РФ. Там работали настоящие военные спецы. Это не были "путинские колхозники и шахтеры", а профессиональные русские военные. Меня вывели на улицу и начали бить, морально унижать. Били по почкам, ребрам. Потом подошел русский офицер на прозвище "Ленин". Начал допрашивать, откуда я. Во время обыска в доме фермера нашли мое оружие и амуницию. Они поняли по моему оружию, что я снайпер. Сразу связали руки пластиковыми наручниками и опять начали бить. Спрашивали, где мой второй номер, пулеметчик. Особенно жестоко истязал русский военный на прозвище "Монгол". Взяли мой телефон, начали звонить моим знакомым и запугивать, что уже расстреляли меня. Они также издевались над фермером, хотя местные жители заступались за него. Угрожали, что за укрытие "укропа", то есть меня, у него конфискуют всю автотехнику. Потом меня и фермера бросили в машину. Там были еще другие пленные, три контрактника и офицер. Всех нас отвезли к так называемому "министерству государственной безопасности ДНР", где истязания продолжились опять…".
Валерия О. (гражданская, в заложниках находилась 225 суток)
"…В заложники была захвачена вместе со своим мужем в г. Харцизск русскими террористами, которые называли себя "бойцами Кибер-Беркута". Первые трое суток нас держали в помещении бывшего районного отдела милиции (вблизи местного железнодорожного вокзала), потом боевики так называемого отряда террористов "Восток" перевезли меня и моего мужа в застенки «министерства государственной безопасности ДНР", которые находились в захваченном боевиками здании УСБУ в Донецкой области. Меня лично неоднократно допрашивали с применением физического насилия и психологических запугиваний, требовали, чтобы я сообщила террористам информацию о местных жителях, которые "нелояльно относятся к ДНР". Руководили допросами и отдавали приказы на применение пыток к заложникам боевики с позывными "Шахтер" (имя Олег) и "Киев" (имя Андрей). Вместе с нами в заложниках содержались другие местные жители Донбасса: Василий С. и Сергей Л. (за проукраинскую агитацию в социальных сетях), София В., Виктория Д. и Александр Т. (за волонтерскую помощь украинским военным), Андрей Г. (за фотографирование пророссийского митинга в г. Харцизск). Захваченные террористами женщины и мужчины содержались вместе при отсутствии каких-либо элементарных санитарно-гигиенических условий, воды и еды...".
Подробнее о недавнем обмене пленными читайте в материале "Апострофа": "Сделали "шпионом" за песню: что рассказали украинцы, вернувшиеся из плена на Донбассе".