RU  UA  EN

среда, 22 января
  • НБУ:USD 41.90
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.90
Общество

Сделали "шпионом" за песню: что рассказали украинцы, вернувшиеся из плена на Донбассе

73 заложника боевиков вернулись к родным и близким

73 заложника боевиков вернулись к родным и близким Состоялся долгожданный обмен пленными, которого не было более года Фото: Александр Гончаров / Апостроф

27 декабря состоялся долгожданный обмен пленными, которого не было более года. Из подвалов и тюрем боевиков самопровозглашенных ДНР-ЛНР были освобождены 73 украинца. Как встречали героев на свободной земле и кто так и не дождался своих родных и близких, видел "Апостроф".

Встреча освобожденных пленных в столице на военной площадке аэродрома "Борисполь" была анонсирована вечером 26 декабря, когда сам обмен еще не состоялся. В этот же день активисты и волонтеры объявили о проведении акции "Зустрінь своїх": неравнодушным киевлянам предлагалось приехать в "Борисполь" и устроить освобожденным теплый прием. Для этих целей 27 декабря даже запустили несколько бесплатных автобусов, которые курсировали от метро прямо к военному сектору аэропорта.

Однако самыми первыми к месту встречи приехали журналисты и сотрудники государственной службы охраны, которые стали выгружать из служебных автомобилей элементы рамок металлоискателей и монтировать их у ворот КПП. Такие повышенные меры безопасности оправдывались визитом президента Петра Порошенко, который полетел встречать бывших пленных на Донбасс, чтобы триумфально вернуться вместе с ними в Киев.

Неожиданно со стоянки близ аэропорта послышались громкие радостные крики. Это начали съезжаться родственники пленных с охапками цветов и приветственными плакатами.

"Я три с половиной года не видела ребенка, - призналась "Апострофу" мать военнопленного Александра Олийныка Татьяна Марковна. – Полтора года я не слышала его голоса, а когда, наконец, услышала, то просто потеряла сознание. У сына были секунды, когда одни боевики кричали: "Добей его", а другие кричали: "Не нужно". Его оставили в живых, это было Божие благословение на нем".

Мать военнопленного Александра Олийныка Татьяна Марковна

Кроме родственников и боевых побратимов освобожденных, к "Борисполю" стали прибывать десятки простых киевлян, у которых нет знакомых в плену.

"Я приехал встретить наших солдат. Это моя душевная необходимость, - сказал "Апострофу" пенсионер Николай Пинчук, методично разворачивая флаг Украины и прилаживая его на удочку. – Чисто случайно по радио я услышал, что будут курсировать автобусы, и вот я здесь. А как иначе? Ребята же, считай, родились второй раз".

Но в "Борисполь" приехали и те, кто на сто процентов не был уверен, что их близкий человек освобожден. Возле закрытых ворот КПП с небольшой дорожной сумкой молча стоит жена младшего сержанта Романа Фурсова Надежда вместе с матерью пленного.

"Мы приехали его встречать в Киев из Харькова просто наобум. Чиновники… нам никто ничего не сказал, но его друзья видели, что он сидит в автобусе, понимаете? Он ранен, у него ранение головы, плеча, воспаление легких… Мы ждем, что его первым и отдадут. Звучала же формула "всех на всех". Ему нужно серьезное лечение. Мы очень надеемся, что встретим его сегодня. Обязательно встретим", - сказала "Апострофу" Надежда Фурсова.

Спустя пару часов ожидания ворота КПП открываются и встречающих вместе с журналистами, всего около тысячи человек, начинают пропускать через рамки на территорию военного сектора "Борисполя". Здесь людей ждет палатка с теплым чаем и сладостями, чтобы подсластить длительное пребывание на холоде и ветру. Впрочем, эйфория от предвкушения встречи с освобожденными заложниками затмевает неблагоприятные погодные условия.

"Дру-у-узья. Ми-и-и-нуточку внимания. А давайте подпишем флаги. Все сюда, давайте подписывать флаги, - зазывает один из активистов. – Ребята прилетят, мы подарим, им приятно будет".

Минута-другая, и несколько десятков флагов Украины покрываются разнокалиберными надписями: "С возвращением", "Приветствуем на свободной земле", "Слава Украине".

А между тем вылет экс-пленных из Харькова, куда их доставили вертолетами, существенно задерживается.

"Мне сказали, что уже вылетели", - говорит один из присутствующих своему собеседнику. "Да какое… Это они из Краматорска вылетели только вертолетами, а пока в Харькове на самолеты пересядут…", - спорит другой в ответ.

Смотрите также: Как в Киеве со слезами встречали Героев, освобожденных из плена боевиков: яркие фото

Некоторые люди начинают покидать территорию аэропорта: кто-то идет погреться в припаркованный автомобиль, а кто и вовсе - на автобусе домой, так и не дождавшись освобожденных.

"Жалко, а что делать? Транспорт никакой отсюда не ходит, а уже почти 12 ночи, как я потом доберусь домой?" - жалуется "Апострофу" пенсионер Сергей Вячеславович.

Тем, кто не имеет возможности спрятаться в личном авто, а дождаться бывших заложников все же хочет, дежурные медики предлагают погреться в каретах скорой помощи. Когда служебный транспорт забивается до отказа, медики начинают раздавать всем желающим термоодеяла из фольги. На фоне опустившегося на "Борисполь" плотного тумана, сверкающая толпа в таких одеялах напоминает марсианскую экспедицию.

"Они точно этого не забудут. Это будет блестящая встреча", - шутит кто-то из встречающих.

Проходит еще час ожидания, затем другой, и, наконец, правоохранители сообщают, что самолеты вот-вот приземлятся в Киеве. Вдруг рев реактивных двигателей заглушает все голоса и звуки вокруг и из густой перины тумана на взлетно-посадочной полосе выныривают два самолета – президентский и борт с заложниками.

"Сегодня мы с вами совершили чудо: 73 украинца вернулись домой. Большое спасибо тебе, Украина, за то, что мы едины. За то, что мы умеем бороться и умеем побеждать", - добавил пару ноток пафоса Петр Порошенко, после чего родные, друзья, побратимы, жены, матери, сестры побежали в объятия своих героев.

"Я пробыл в плену год и восемь месяцев, - рассказывает "Апострофу" военнослужащий Олег Якунин. - Конечно, надеялся, что буду освобожден, но все было неясно до последнего момента. У нас было радио, мы слушали украинские новости и луганские. Сначала объявляли обмены, потом отменяли их, и ситуация была крайне неясна. За год и восемь месяцев всего два раза можно было позвонить родным и пару раз отправить письма".

Среди освобожденных не только военные, но и много гражданских.

"Меня вообще из дома забрали вместе с братом. Я в Донецке жил, - вспоминает Игорь Кононенко. – Приехали вообще за моим братом, но поскольку нас было двое, то и меня забрали. Накрутили шпионаж, и все. Пришили письмо какое-то… Кстати, даже провели экспертизу, которая показала, что ни с компьютера, ни с каких-либо других гаджетов я писем не отправлял, но срок все равно дали. Там все просто. Сидели мы в камерах для пожизненно осужденных. Камера 2 метра на 4,5, в ней сидит два человека. Стол по колено, стульчик ниже колена. Таких историй, как у меня, там сплошь и рядом. Доносы ведь тоже практикуются. Забирают всех, например, водителей маршруток, которые ездят через линию разграничения. В общем, причина для возбуждения уголовного дела – наличие автомобиля, квартиры и просто денег".

По словам еще одного освобожденного, который пожелал не называть свое имя, так как его родственники продолжают жить в оккупации, иногда для того, чтобы попасть "на подвал" к боевикам, не нужно практически никакого повода.

"Я песню украинскую в Луганске группы "Океан Эльзы" спел, и меня сделали шпионом. И это все на полном серьезе. Потом на 45 дней я вообще пропал из поля зрения родственников. Они не знали что со мной, а после их вызвали в "МГБ" и сказали, что меня обвинили в шпионаже. Осудили на 12 лет строгого режима", - говорит экс-заложник боевиков.

Вышел на свободу и ученый-религиовед Игорь Козловский, флешмоб за освобождение которого развернули, среди прочих, украинские звезды шоу-бизнеса: Джамала, Дмитрий Шуров, Юрий Хусточка, Женя Галич, Андрей Хлывнюк.

"Конечно, я знал об этой поддержке, - рассказывает "Апострофу" сам Козловский. – Информация доходила до меня по тюремной почте, даже охрана приходила и говорила мне, что видела в интернете, как меня поддерживают. Такая поддержка была очень важна. Один ФСБшник мне даже сказал: "Нам кажется, что вы глубоко законспирированный разведчик, потому что слишком много людей вас поддерживает". Если брать людей, которые остаются в плену, им нужна такая же поддержка, чтобы о них было всем известно".

Ученый-религиовед Игорь Козловский

Смотрите также: Появилось видео с мощной речью ученого Козловского после освобождения из плена

А вот говорить об условиях содержания в плену боевиков Козловский подробно не стал. "С самого начала были пытки. Я целый месяц вначале учился ходить", - отметил ученый.

После продолжительных объятий, поцелуев и многочисленных интервью для СМИ взлетно-посадочная полоса потихоньку стала пустеть.

"Где мама уже делась? Я в автобус. Нас же автобусами развозят", - кричал брату обремененный внезапно появившимися мирными хлопотами освобожденный Александр Олийнык.

Не спешила уходить только Надежда Фурсова: "Мужа среди освобожденных нет… Я не знаю, что делать…"

Читайте также