четверг, 2 мая

Следы потерянного мира: ученые заявили об уникальных находках в Южной Африке

Ученые обнаружили доказательства существования старейших ледников в древних породах, испещренных изотопами кислорода, лежащими под крупнейшими в мире месторождениями золота в Южной Африке, где мужчинам народа коса до сих пор проводят ритуал обрезания.

Это открытие, как пишет sciencealert, может объяснить, как, собственно, образовались золотые месторождения.

Команда под руководством геолога-археолога Йоханнесбургского университета Акселя Хофмана проанализировала скальные слои, расположенные вблизи Дурбана на восточном побережье Южной Африки, содержащие ледниковые отложения, возраст которых оценивается в 2,9 миллиарда лет, что делает их самыми старыми из известных на Земле.

Читайте также: В Африке обнаружили древнейшую "соцсеть": как это работало 50 тысяч лет назад

Такие старые породы в течение длительного времени претерпевали разнообразные геологические изменения. Но супергруппа Понгола, известные слои горных пород, почти не была нарушена, поскольку много лет назад она была "замурована" в результате затопления внутреннего моря.

"Это одна из немногих территорий, которая осталась достаточно нетронутой и неизменной от ранней Земли", - объяснил геолог Орегонского университета Илья Биндеман.

Биндеман и его коллеги измерили уровни изотопов кислорода в образцах песчаника и глинистых сланцев из супергруппы Понгола, обнаружив, что у них самый низкий уровень кислорода-18 среди всех аналогичных месторождений, проанализированных до сих пор. В них также было очень высокое количество кислорода-17, что указывает на то, что породы образовались при более низких температурах.

"Это означает лед. Соедините эти геохимические доказательства с моренными доказательствами, и это будет означать ледники – древнейшие ледники, найденные на Земле", — говорит Биндеман.

Изотопы кислорода – это стабильные, долгоживущие разновидности кислорода, которые являются "тяжелыми" или "легкими" в зависимости от количества нейтронов в их ядре. Когда геологи сравнивают их относительное количество в древних породах, они могут узнать условия, при которых эти породы образовались.

"Поскольку изотопный состав кислорода поверхностных материалов сильно зависит от широты и климата, мы применили тройной изотопный анализ кислорода, чтобы тщательно изучить их происхождение", - отметили Биндеман и Гофман.

Данные "указывают на постепенное климатическое охлаждение поверхностных сред, достигшее кульминации в ледниковых условиях 2,9 миллиарда лет назад".

Размещение этих ледников вызывает интересные вопросы о периодах похолодания в древнем прошлом.

По крайней мере, дважды за свою историю наша планета замерзала 650 и 700 миллионов лет назад. Но исследователи ставят под сомнение, была ли эта Земля полностью замерзшей пустыней или была больше похожа на слякоть.

Ученые считают, что почти глобальное оледенение могло происходить несколько раз в недавнем прошлом. И в таком случае это был бы самый ранний зарегистрированный подобный период глобального похолодания.

Другая возможность состоит в том, что континент, давший начало Южной Африке, был ближе к полюсам в то время, когда он покрылся льдом.

Андрей Беккер, не участвовавший в работе геохимик из Калифорнийского университета в Риверсайде, говорит, что это открытие спровоцирует дальнейшие исследования, ведь анализ изотопов кислорода, проведенный Биндеманом и Гофманном, дает совершенно новые доказательства наблюдения следов невероятно старых ледников.

Ранее мы писали, что в Эфиопии археологи обнаружили древнюю христианскую базилику, которая датируется 4 веком нашей эры.

В Африке археологи нашли захоронение 500-летней давности - здесь проводили жуткий ритуал: фото