суббота, 4 мая

Как именно вымерли динозавры после падения астероида: озвучены результаты нового исследования

Какими бы выносливыми ни были могучие динозавры, они не смогли пережить катастрофическую климатическую катастрофу, вызванную падением большого астероида в океан у побережья полуострова Юкатан в Мексике примерно 66 миллионов лет назад.

Об этом пишет ресурс Аncient Оrigins.

Как показывает новое исследование, похоже, что динозавры в конечном итоге были уничтожены коллапсом пищевой цепи в целом после этого бедствия, которое превратило Землю в огромную пустыню и почти навсегда уничтожило всю жизнь на планете.

Читайте: В США женщина случайно нашла кости динозавра, который был предком Лохнесского чудовища: видео

Астероид Чиксулуб, столкнувшийся с Землей в 66 миллионах лет до нашей эры, стал причиной полного исчезновения 75 процентов всех видов животных и растений. Ученые, которые изучали сценарии изменения климата и вымирания, связанные с этим космическим эпизодом, сосредоточились на роли, которую высокие концентрации атмосферной серы могли сыграть в том, что Земля стала практически непригодной для жизни.

Астероид Чиксулуб, известный как крупнейшее астрономическое тело, когда-либо врезавшееся в планету, оставил на мелководье Мексиканского залива ударный кратер шириной 180 километров. В результате этого мощного столкновения в небо Земли было выброшено от 30 до 500 гигатонн серы.

Это невообразимо огромное количество этого элемента, превратившегося в сульфатные аэрозоли под воздействием других газов атмосферы. Эти густые газы были распространены по всей планете. В сочетании с сажей от ревущих лесных пожаров они предотвратили попадание на поверхность настолько большого количества солнечного тепла, что глобальная температура упала от двух до восьми градусов по Цельсию, в зависимости от местоположения.

Подобные понижения температуры были бы смертельными для хладнокровных рептилий, таких как динозавры. Основываясь на этом очевидном факте, казалось разумным заключить, что глобальное похолодание, вызванное серой, было решающим фактором, вызвавшим их исчезновение. Однако группа ученых из Бельгии предложила альтернативный механизм, который, по их мнению, стал ключевым фактором массового вымирания.

Бельгийские ученые утверждают, что хотя изменения температуры, которые испытала планета, были ужасными, потеря солнечного света на поверхности была еще более разрушительной. Без солнечного света процесс фотосинтеза растений мгновенно остановился бы повсюду, поставив всю растительную жизнь на планете под непосредственную угрозу. Отключение фотосинтеза почти на два года после удара вызвало серьезные проблемы, разрушив пищевую сеть, вызвав цепную реакцию вымираний.

При фотосинтезе растения собирают солнечный свет и используют его для метаболизма воды и углекислого газа, производя энергию для собственных нужд и выделяя кислород в атмосферу. Этот процесс необходим для жизни, и без него отдельные растения и целые виды растений вымерли бы очень скоро после удара астероида.

Между тем, животные, которые питались этими растениями, также вымерли бы. Растительноядные животные были бы основным или исключительным источником пищи для хищников, питающихся мясом, а это означает, что, когда растительноядные умерли, мясоеды также были бы обречены.

Поскольку потеря солнечного света была достаточно значительной, чтобы подавить фотосинтез примерно на два года, это неизбежно привело бы к вымиранию большинства живых существ на планете, включая динозавров, как в океане, так и на суше.

Исследование стало результатом создания сложной компьютерной модели, предназначенной для моделирования климатологических последствий удара астероида Чиксулуб. Помимо переработки старых данных, связанных с древним изменением климата, для создания этой модели бельгийские исследователи также использовали свежие результаты, полученные в результате изучения образцов отложений, извлеченных из окаменелостей Танис в Северной Дакоте в США.

Эти образцы были особенно важны для создания компьютерной модели, поскольку они предоставили конкретную информацию о том, каким был климат в этом месте в течение 20-летнего периода сразу после падения астероида.

Изученные образцы были наполнены мелкими частицами силикатной пыли, которые сначала образовались, а затем были выброшены в атмосферу под действием прямой силы удара астероида. По мнению бельгийских исследователей, концентрация силикатной пыли, обнаруженной на объекте Танис, позволяет предположить, что пыль могла оставаться в атмосфере до 15 лет, прежде чем она наконец упала обратно на землю. Примечательно, что в первые два года после удара астероида концентрация пыли в атмосфере была достаточно плотной, чтобы блокировать огромное количество солнечного света.

Долгое время предполагалось, что основным механизмом уничтожения был сильный холод после удара Чиксулуб, но, конечно, прекращение фотосинтеза после удара само по себе является механизмом. В течение нескольких недель, месяцев после удара на планете произошло глобальное отключение фотосинтеза, которое продолжалось почти два года, в течение которых фотосинтез полностью прекратился. Затем он начинает возвращаться и в течение трех-четырех лет он достигает полного восстановления.

Однако в 25 процентов выживших видов не вошли многие виды динозавров, а те, что остались, жили недолго. Резкие изменения в экосистемах Земли, произошедшие в результате удара астероида, просто не смогли поддерживать их в течение длительного периода. Было слишком холодно, а еды было мало. Впрочем, возможно, что некоторые из более выносливых видов могли бы выжить, если бы они жили достаточно близко к экватору, где температура не упала до уровня, неприемлемого для выживания.

Ранее мы рассказывали, что в Бразилии нашли возможного предка птерозавров.

В Таиланде открыли новый вид динозавра ростом всего 60 см: фото