RU  UA  EN

суббота, 23 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.00
НБУ:USD  41.00
Мир

Новости

22 ноября

Все новости

​В России рассказали, как она может спровоцировать войну с Западом

Российский военный эксперт Павел Фельгенгауэр рассказал о том, что может спровоцировать военный конфликт России с западными странами.

Об этом Фельгенгауэр написал в своей колонке в "Новой газете".

По мнению эксперта, спровоцировать военный конфликт может идея Минобороны проводить учения в формате "внезапных проверок".

"На заседании совета министров обороны стран-членов Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) 4 июня в Душанбе Сергей Шойгу предложил в будущем проводить все маневры в рамках ОДКБ только в формате "внезапных проверок", — пишет Фельгенгауэр. Он отмечает, что в России постоянные "внезапные проверки", в том числе крупномасштабные, в последнее время почти вытеснили обычные, заранее объявленные учения.

Фельгенгауэр отметил, что пока еще действуют два соглашения о мерах доверия: Договор по открытому небу (ДОН) и Венский документ 2011 года о мерах укрепления доверия и безопасности (ВД-2011). Согласно ВД-2011, надо минимум за 42 дня "уведомлять" о любой военной деятельности, если в ней участвует больше 9 тысяч человек.

"Если с высадкой десанта — надо заранее "уведомлять" об учениях с участием 3 тысяч. Причем "уведомление" должно быть подробно-фактическим: сколько и где конкретно людей и вооружений, какие части, какие задачи, сроки и цели. ВД-2011 нужно выполнять "в Европе" и прилегающих морях, но все члены ОДКБ — Казахстан, Киргизия и Таджикистан с Арменией — еще в 1992 году подписались под ранним вариантом ВД и тоже должны его выполнять", — пишет эксперт.

"При "внезапных проверках" ВД-2011 позволяет лишь "уведомлять", когда они уже объявлены, чем Москва вовсю пользуется, и это — одна из причин столь страстного увлечения "проверками". Но ВД-2011 требует приглашать иностранных военных наблюдателей и по возможности иностранную прессу, если "внезапная проверка" длится больше 72 часов", а этого наше Министерство обороны не делает. Есть еще одно важное ограничение: ни одна страна в Европе не имеет права проводить учения с составом участников больше 40 тысяч чаще, чем раз в три года, и никогда в режиме "внезапной проверки" — надо оповещать задолго, до 15 ноября предыдущего года (статья 70, ВД-2011)", — отмечает Фельгенгауэр.

Эксперт напомнил, как 26 февраля 2014 года на "внезапную проверку" по приказу Владимира Путина были подняты три общевойсковые армии, Воздушно-космическая оборона, ВДВ, стратегические ядерные силы и военно-транспортная авиация.

"Всего 150 тысяч военнослужащих и большое количество техники. Под прикрытием "проверки" в Крым тайно, без предупреждения были введены дополнительные силы — "зеленые человечки", при этом никаких иностранных военных наблюдателей не приглашали", — пишет Фельгенгауэр. Он отмечает, что по ходу нарастания кризиса в отношениях с Западом "внезапные проверки" шли косяком по всей России.

"При нарочитом игнорировании прописанных мер безопасности и доверия это прямая потенциальная военная угроза, как во времена холодной войны, и даже хуже, поскольку правила игры и намерения сторон меньше понятны сейчас, чем тогда. В результате обе стороны нового противостояния будут усиленно отслеживать и перехватывать корабли и самолеты друг друга. Многократно возрастает вероятность столкновений, которые могут перерасти в недобрый час в неуправляемую эскалацию", — предупреждает военный эксперт.

"Побольше бы формализма, тщательности и предсказуемости в выполнении оставшихся договоров и соглашений, поменьше залихватской "внезапности" и всяких неуместных сегодня "танковых биатлонов". Холодная война была, прежде всего, хороша тем, что оставалась холодной", — резюмирует Фельгенгауэр.

Как сообщал "Апостроф", с 6 по 14 июня в Средиземном море будут проводиться российско-египетские военно-морские учения "Мост дружбы-2015".

Глава Минобороны США Эштон Картер считает, что на фоне угрозы со стороны России необходимо активизировать военные учения, тренировочные программы и обмен разведывательной информацией между странами НАТО в Европе.