Российский политолог Лилия Шевцова считает, что президент России Владимир Путин, сбросив мировую шахматную доску, разбудил Запад.
Об этом российский политолог, доктор исторических наук, старший научный сотрудник Brookings Institution Лилия Шевцова пишет в колонке для "Нового времени".
"Коллективный Запад так и не смог заставить Кремль отказаться от подрыва украинского государства. Лидеры США и ЕС не предоставили Украине оборонительного оружия и со скрипом открывают кошелек для финансовой помощи", — отмечает политолог.
По ее мнению, украинцы имеют все основания задавать вопрос о том, насколько либеральные демократии готовы поддерживать движение страны в Европу.
"С другой стороны, если бы не позиция Запада, Харьков и Одесса могли оказаться на оккупированных территориях. Видимо, окончательный вывод мы сможем сформулировать только в будущем, поскольку сейчас история лишь разворачивается", — добавляет Шевцова.
"Запад не смог ни предвидеть, ни своевременно отреагировать на поворот Кремля к "осажденной крепости" и военному патриотизму. И причина не только в преждевременном выводе западных политиков о конце СССР, но и в кризисе нынешней модели либеральной демократии. Добавьте к этому паралич Евросоюза и уход Америки из Европы. В этом контексте понятны шок и растерянность западных лидеров, оказавшихся перед угрозой разрушения мирового порядка, к которому они привыкли.
Европейские лидеры, ощущая безысходность, склонны прислушаться к кремлевским предложениям по выходу из войны", — отмечается в материале.
"Парадокс в том, что именно Путин, сбросив мировую шахматную доску, разбудил Запад", — пишет Шевцова.
Она считает, что если бы западные столицы очнулись раньше, то, возможно, не было бы и российской агрессии на Донбассе.
Шевцова также рассказала о новой доктрине сдерживания РФ, основанной на укреплении европейского восточного фланга и стремлении к военной деэскалации в Украине.
"Первый вектор находит отражение в повышении обороноспособности прифронтовых государств Восточной Европы и Балтии через восстановление жизнеспособности НАТО и возвращение ощутимого американского присутствия в Европу. Второй — в попытках дипломатического давления и применения санкций с целью заставить Москву остановиться (но не возвратиться к status quo ante)", — пишет политолог.
"Западная доктрина сдерживания заставила Кремль пересматривать тактику и пытаться найти менее болезненные средства военно-патриотической мобилизации", — отмечает она.
"Что может заставить Запад перейти к более активному и масштабному участию в укреплении украинской государственности? Два фактора: новая открытая агрессия Москвы, которую нельзя будет завуалировать в качестве действий сепаратистов, и (или) убедительная политика украинской власти по реформированию страны. Именно реформы и их поддержка со стороны населения позволили балтийским государствам стать частью Европы. Не исключено, что в последнем случае путь через долину слез может оказаться короче и не таким болезненным", — считает Шевцова.
"Запад начал сосредотачиваться. Этот процесс идет, но займет годы. А потому Украине придется полагаться прежде всего на собственную стойкость", — заключает эксперт.
Как сообщал "Апостроф", по мнению Лилии Шевцовой, власти России сейчас пытаются найти новый вариант поведения на Донбассе, который поддержит общую стратегию выживания и не приведет к полному краху экономической системы в стране.