По мнению российского политолога, сотрудника колледжа Сент-Энтони Оксфордского университета Владимира Пастухова, конфликт между РФ и Турцией может развиваться по двум сценариям: через мир "сквозь зубы" и через войну по принципу "зуб за зуб".
Об этом он пишет в своей статье на сайте "Новой газеты".
В случае сценария "мир "сквозь зубы" Россия может потерять лицо, но сохранит в целости и сохранности другие, более чувствительные к ударам судьбы части тела.
"В этом случае после некоторой паузы пиар-пузырь антитурецкой (с российской стороны) и антирусской (с турецкой стороны) пропагандистских кампаний начнет управляемо сдуваться (приблизительно как при плановом переходе от "проекта Новороссия" к "автономии в составе Украины"). Внимание общества не может быть долго сосредоточено на какой-то одной трагедии, потому что трагедии здесь следуют одна за другой. Через несколько месяцев обязательно произойдет еще что-нибудь, что переключит сознание общества на себя. В конце концов, этому можно и помочь, снова создав, например, напряженность в "ДНР — ЛНР" — тем более что для этого и стараться особенно не надо. На этом фоне лидеры России и Турции найдут наконец способ поговорить и сделают ряд взаимных уступок: Турция, например, подвинется экономически в рамках газовых проектов и примет российский подход к формированию цены на газ, а Россия неформально пообещает уменьшить интенсивность бомбардировок в приграничных с Турцией районах Сирии, объявив кого надо не союзниками, а противниками ИГИЛ", — пишет Пастухов.
Он отмечает, что в целом этот вариант сегодня устроит всех и "особенно Европу, которой очень хочется договориться с Россией, сохранив обеспокоенное (по поводу Украины) выражение лица".
При втором сценарии — война "зуб за зуб" — Россия сохранит лицо, но при этом сядет на горячую сковородку полномасштабной войны вдалеке от своих границ.
"Есть подозрение, что часть российских военных и политических элит склоняется к "нулевому варианту", предполагающему равноценный обмен сбитыми самолетами. Предполагается, что переговоры пойдут живее, если стороны окажутся в схожем положении, — тогда Эрдогану можно будет без проблем пожать сразу обе руки. Проблема, однако, состоит в том, что совершенно невозможно предсказать, как поведут себя в этом случае руки Эрдогана — могут раскрыться в объятиях, а могут и сжаться в кулаки. Так что, приняв такой сценарий, Москва сыграет в "русскую рулетку", — отмечает Пастухов.
Он отмечает высокую (50 на 50) вероятность того, что Турция отреагирует на "ударообмен" неадекватно.
Проблема в том, что конфликт между Турцией и Россией носит сущностный характер. Страны разделены не столько амбициями своих лидеров (о чем сегодня много пишут), сколько своими интересами, что гораздо серьезнее. Амбиции можно и поумерить, а от интересов никуда не скроешься. Так или иначе, рано или поздно, но они обязательно проявятся и подчинят себе политическую логику, коверкая и ломая все планы и замыслы. Похоже, именно это мы сейчас наблюдаем в российско-турецких отношениях. Для Турции Сирия является Украиной местного значения. Латакия для нее — та же "Новороссия", а Асад для турецкого президента хуже, чем Порошенко для Путина. Так же, как и Путин, Эрдоган борется с революцией, но не с "оранжевой", а с "зеленой". Чтобы выжить, он должен заниматься экспортом контрреволюции. Вывозит он ее в Латакию теми же самыми гумконвоями, которые так хорошо знакомы жителям Донбасса. Спасая "рядового Асада", российские самолеты бомбят эти конвои и тех, кому предназначен их "совершенно мирный" груз. Поэтому закрыть глаза на русское присутствие в этой зоне Эрдоган просто не может себе позволить", — отмечает российский политолог.
Как сообщал "Апостроф", президент РФ Владимир Путин заявил относительно ситуации со сбитым российским бомбардировщиком Су-24, что Аллах лишил рассудка власти Турции.