Директор Государственного архива России, доктор исторических наук Сергей Мироненко рассказал, что лидер советского государства Иосиф Сталин в июне 1941 года впал в прострацию, когда Германия напала на СССР.
Об этом Мироненко сообщил в интервью Коммерсанту.
По его словам, Министерство обороны РФ рассекретило много документов предвоенного периода, которые, в частности, опровергают версию, по которой к нападению якобы готовился Советский Союз, а Гитлер 22 июня 1941 года лишь нанес превентивный удар.
«Не было таких планов у советского руководства. Да и 200 германских дивизий расположились тогда у советской границы, очевидно, не для предупредительных целей»,‒ отмечает он.
По словам Мироненко, советской разведке о скоплении германских войск было известно, а также была известная точная дата нападения Германии на СССР, о чем разведка докладывала Сталину, но последний до конца им не верил.
«И о точной дате нападения ‒ 22 июня ‒ сообщали многие агенты: документы по этому поводу рассекречены. Сохранилось в архивах донесение Иосифу Сталину, которое направил ему нарком госбезопасности Всеволод Меркулов. Нарком назвал дату, сославшись на сообщение информатора ‒ нашего агента в штабе люфтваффе. И Сталин собственноручно накладывает резолюцию: "Можете послать ваш источник к *** матери. Это не источник, а дезинформатор"»,‒ отметил глава Госархива РФ.
По словам Мироненко, Сталин просто не мог себе представить, что Германия после поражения в Первой мировой снова решится воевать на два фронта.
«Так что война, думаю, была внезапной, прежде всего, для товарища Сталина. Лично для него она стала катастрофой. А когда 28 июня пал Минск, у Сталина наступила полная прострация»,‒ рассказывает историк.
«Есть журнал посетителей кремлевского кабинета Сталина, где отмечено, что нет вождя в Кремле день, нет второй, то есть 28 июня. Сталин, как это стало известно из воспоминаний Никиты Хрущева, Анастаса Микояна, а также управляющего делами Совнаркома Чадаева, находился на "ближней даче", но связаться с ним было невозможно. Никто не мог понять, что происходит. И тогда ближайшие соратники ‒ Клим Ворошилов, Маленков, Булганин ‒ решаются на совершенно чрезвычайный шаг: ехать на "ближнюю дачу", чего категорически нельзя было делать без вызова "хозяина". Сталина они нашли бледного, подавленного и услышали от него замечательные слова: "Ленин оставил нам великую державу, а мы ее просрали". Он думал, они приехали его арестовывать. Когда понял, что его зовут возглавить борьбу, приободрился. И на следующий день был создан Государственный комитет обороны»,‒ добавил Мироненко.
Позже Сталин в знаменитом тосте «за русский народ», сказанном в 1945 году на приеме по случаю Победы, заявил: «Какой-нибудь другой народ мог сказать: вы не оправдали наших надежд, мы поставим другое правительство, но русский народ на это не пошел».
«Это были отголоски того кризиса, который он пережил в июне 1941 года. А дух народа и армии, думаю, более всего укрепило то, что отстояли Москву»,‒ отметил глава Госархива РФ.
Как сообщал «Апостроф», президент Украины Петр Порошенко обвинил лидеров СССР и Германии Иосифа Сталина и Адольфа Гитлера в том, что они оба развязали Вторую мировую войну.