RU  UA  EN

понедельник, 25 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Мир

Новости

25 ноября

24 ноября

23 ноября

Все новости

День ВКС России: реальная сила или большая показуха в небе

В пятницу, 12 августа, в России отмечается т.н. "День воздушно-космических войск". Это праздник был установлен еще в 2006 году, но тогда еще чествовали обычные военно-воздушные силы. После создания в 2015 году ВКС название праздника было изменено, но дата осталась неизменной.

"Апостроф" разбирался в том, что из себя представляют Воздушно-космические силы РФ на самом деле - грозную силу или большую показуху в небе.

Война против слабого соперника

По сути, полномасштабная война в нашей стране стала первым серьезным "боевым крещением" для российской авиации - до этого она имела дело с противником, который не обладал ни своей авиацией ни адекватными средствами ПВО. Например, в ходе войны в Сирии российская авиация и крылатые ракеты "Калибр" активно били по городам Хомс и Алеппо, где находились оппозиционные Башару Асаду силы.

В свою очередь, на авиабазе "Аль-Джуфра" в Ливии были размещены российские мобильные радиолокационные станции П-18 "Терек". С этой же авиабазы производились вылеты российских самолетов c целью поддержать российских наемников, сражающихся за генерала Халифу Хафтара.

Зато в 2022 году, в ходе полномасштабной войны против Украины ВКС России понесли серьезные потери. Перед вторжением российская авиация насчитывала почти 1400 боевых самолетов и чуть меньше 500 ударных вертолетов - в свою очередь, Украина могла противопоставить оккупантам 125 боевых самолетов и 42 ударных вертолета.

Однако преимущество в технике не принесло россиянам никаких результатов: по состоянию на начало августа ВКС РФ потеряли более 200 самолетов, более 190 вертолетов (в том числе - 12 ударных вертолетов КА-52 "Аллигатор", стоимостью 857 млн рублей каждый), а также более 750 беспилотников. Было сбито 7 сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков Су-34, каждый из стоит более млрд рублей. По меньшей мере, 42 российских летчика погибли.

Отказы техники и конфузы на авиасалонах

Несмотря на бравурные реляции кремлевских СМИ и Минобороны РФ, российская авиатехника оказалась весьма далекой от того образа, который ей так старательно лепила пропаганда. Российские самолеты все чаще публично позорились и становились объектом всеобщего осмеяния. Так, один из конфузов произошел в сентябре 2019 года во время московского авиасалона МАКС - тогда многофункциональный легкий истребитель поколения "4++" МиГ-35 в ходе демонстрационного полета начал разваливаться в воздухе.

Стоит отметить, что за год до этого было объявлено о заключении контракта на поставку для нужд ВКС РФ шести истребителей данного типа. Предполагалось, что этот самолет должен был зайти на рынок Индии - всего планировалось передать индусам 126 единиц самолетов.

А когда на авиасалоне DubaiAirshow2021 представили истребитель пятого поколения Checkmate, оказалось, что эта модель - не более, чем образец, который не способен даже осуществить самостоятельную выкатку на взлетно-посадочную полосу. Все потому, что представляет собой банальный макет, внутри которого все узлы и агрегаты не соединены в единое целое и тем более – не синхронизирована их работа.


Отказы от покупки техники

Индия в 2018 году решила отказаться от партии советско-российских палубных истребителей Миг-29К, разработанных еще в далеком 1988-м. И в пику россиянам на авиабазе в штате Гоа провели испытания своего истребителя "Tejas" ("Бриллиант"), созданного в 2013 году и относящегося к самолетам четвертого поколения.

А уже после вторжения РФ в Украину из-за опасений американских санкций Филиппины решили воздержаться от покупки 16 военных вертолетов Ми-17 у России. Можно предположить, что подобным образом будут вести себя и другие страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Грустные перспективы

Три года назад Россия заявила о продаже Индии дюжины-полторы комплектов для сборки истребителей Су-30МКИ. По оценкам военного эксперта Александра Коваленко, речь шла о фактической передаче технологий и переносе производства в Индию. Эта сделка лишила бы Россию миллиардов долларов, что вызвало бы финансовые проблемы в военном авиастроении.

Не обошли проблемы и гражданскую авиацию РФ. В 2019-м китайская компания СОМАС решила лишить российскую Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) возможности зарабатывать на продажах будущего широкофюзеляжного лайнера CR929 в КНР. Китайцы решили разделить рынки сбыта, а значит - и доходы от создаваемого вместе воздушного судна. То есть самолет, на который было потрачено 20 млрд долларов в равных долях, продаваясь в Китае, будет приносить доход лишь СОМАС, а продаваясь в России и за рубежом – ОАК.

Но дело в том, что потребность рынка Китая в CR929 составляет более тысячи самолетов, а РФ – около полусотни. А если же говорить об экспорте авиалайнера за рубеж, то там россиянам придется конкурировать с Boeing и Airbus.

Россияне еще возлагали надежду на продажу за рубежом своего ближнемагистрального пассажирского лайнера Sukhoi Superjet SSJ-100. Например, в Мексику намеревались поставить 30 самолетов, однако в 2019-м из 22-х реально проданных на авиалинии выводили всего шесть. Остальные же простаивали из-за сложностей с сервисным обслуживанием.

Не добавляет "Сухому" баллов и авиакрушение в Индонезии 10-летней давности, произошедшее во время демонстрационного полета в аэропорту "Халим Перданакусума" города Джакарта, когда погибли 45 человек - потенциальных заказчиков SSJ100, журналисты, члены экипажа и представители фирмы "Сухой".

Напоследок стоит отметить, что за последнюю неделю войны в Украине силы ПВО уничтожили 27 воздушных целей. В связи со значительными потерями авиационной техники оккупанты рассматривают вариант привлечения устаревших бомбардировщиков – Су-24М, которые в течение 2005–2018 годов были выведены из боевого состава войск РФ. Об этом заявил заместитель начальника Главного оперативного управления Генштаба ВСУ бригадный генерал Алексей Громов.

Он отметил, что Россия поставляла в Китай самолеты Су-35. Из 24 единиц, исправными были только 9, что говорит о низкой эффективности и ненадежности этой техники. Наибольшее количество отказов об эксплуатации этих самолетов приходилось на бортовые системы. Эти самолеты показали низкий уровень живучести. За время полномасштабной агрессии оккупанты потеряли две эскадрильи таких самолетов (24 единицы).

Как сообщал "Апостроф" ранее, украинские защитники из переносного зенитно-ракетного комплекса сбили российского полковника авиации на Ка-52 "Аллигатор", возглавлявшего парад вертолетов в Москве 9 мая 2021 года.